Методическая служба в Ведерниковской СОШ представляет собой целостную систему и функционирует на основе нормативно-правовых актов Федерального уровня, Устава школы, локальных актов ОУ: приказов директора школы, положений. Ее структура и содержание работы обсуждаются на педагогическом совете.
Педагогический коллектив школы 3 год работает над реализацией единой методической темы: «Внедрение современных педтехнологий в образовательный процесс при реализации регионального (казачьего) компонента».
Для успешной реализации данной темы были определены цели и задачи:
Цель: обеспечение более высокого уровня профессиональной компетентности учителей в условиях создания адаптивной модели школы.
Задачи:
1. Изучение и внедрение в образовательный процесс перспективных школьных технологий.
2. Совершенствование методического уровня учителей в реализации регионального (казачьего) компонента.
3. Мобилизация сил педагогического коллектива на создание системы внутришкольного контроля качества знаний учащихся на основе уровневой дифференциации.
Правильное определение целей и задач методической работы помогло выбрать оптимальное содержание и формы организации работы с педколлективом:
1-ый год: «Круглый стол» (обсуждение состояния разработки данного вопроса в научно-педагогической литературе, определение тем самообразования учителей в контексте работы над проблемой). Работа методического Совета школьных методических объединений постоянно-действующий теоретический семинар, тематические педсоветы, самообразовательная работа над единой методической темой.
2-ой-3-ий годы: уроки-показы опытными учителями, посещение уроков администрацией и взаимопосещение, проведение тематических педагогических Советов, научно-методический семинар, методические недели, работа методического Совета, школьных методических объединений.
Методическая работа в школе построена на диагностической основе. Ежегодно, в мае для изучения эффективности работы по предыдущей диагностике и для планирования коррекции педагогического взаимодействия в течение следующего учебного года заместителем директора Исхаковой Р.Р. проводятся следующие диагностики:
- диагностика методических потребностей;
- диагностика эффективности методической работы;
- диагностика способностей;
- диагностика затруднений;
- диагностика аспектов профессиональной деятельности педагогов;
- диагностика уровня организации педагогического труда учителя;
- диагностика организации учебного процесса в школе (опрос учащихся).
Проводимые диагностики позволили администрации школы создать мобильную действенную структуру методической службы, способствующую решению конкретных задач повышения квалификации педагогов через аналитический и графический анализ профессионального роста каждого учителя.
Из приведенной таблицы видно, что высшим органом коллективного руководства в школе является Педагогический совет. На заседаниях педсоветов в системе рассматриваются и решаются проблемы повышения мастерства учителей в тесной связи с результатами учебно-воспитательного процесса.
На заседаниях педсоветов заслушиваются теоретические выступления и выступления учителей из практики своей работы, результаты их инновационных, творческих поисков.
Формы проведения педсоветов, разнообразные, чаще носят дискуссионный характер.
По каждому вопросу выносятся конкретные управленческие решения.
Координатором методической работы в школе является методический Совет, в состав которого входят заместитель директора и руководители ШМО. У заместителя директора имеются следующие документы методического Совета: положение, план работы, протоколы, рассматриваемые материалы. Анализ данных документов позволяет сделать следующие выводы: методактивом школы намечен конкретный план работы, который способствует совершенствованию профессионального мастерства учителей, росту их творческого потенциала.
Приоритетные вопросы, решаемые на заседаниях методического Совета:
- планирование методической работы в школе;
- организация работы над единой методической темой;
- профессиональное мастерство и творчество учителя, как фактор развития личности;
- познавательная активность как педагогическая проблема;
- управление самообразованием учителей, защита исследовательских проектов по самообразованию;
- творческие отчеты руководителей ШМО;
- подведение итогов работы над методической темой за год;
- изучение образовательных стандартов по предметам;
- изучение особенностей базисного учебного плана с учетом региональной образовательной политики;
- организация подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации.
Анализ протоколов показал, что члены МС, серьезно и заинтересованно относятся к его работе.
В школе функционируют методические объединения учителей-предметников естественно-математического (рук. ШМО Недбаева П.П.), гуманитарного циклов (рук. ШМО Булатова С.С.), учителей начальных классов (рук. МО Светличная Л.А.) и ШМО классных руководителей (рук. ШМО Бенда Л.А.)
Руководители ШМО имеют следующие документы и материалы: анализ работы ШМО, годовые планы работы, протоколы заседаний, банк данных об учителях ШМО, информация об учебных программах и их учебно-методическом обеспечении по предмету, результаты диагностических анкет.
Каждый член методического объединения имеет тему по самообразованию, соотносящуюся с темой школы (приложение №1).
На заседаниях ШМО успешно рассматривались следующие вопросы:
- Развитие ведущих учебных изменений;
- Воспитание обучением. Использование методов активного обучения;
- Личностно-ориентированное образование, предлагающее свободу выбора объекта труда.
- Вариативность, дифференциация и индивидуальное обучение с учетом интересов учащихся;
- Формирование познавательных интересов и учащихся и внедрение методов активного обучения;
- Формирование социально-активной творческой личности;
- школьника с высоким уровнем гуманитарной культуры.
Интересны формы проведения ШМО:
- Теоретические семинары;
- Семинары-практикумы;
- «Круглый стол»;
- Обсуждения современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки;
- Взаимопосещение уроков;
- Обсуждение открытых уроков;
- Выставки и отчеты по самообразованию.
Особое внимание в работе ШМО и администрации уделяется совершенствованию форм и методов организации урока. Посещенные уроки за 5 лет позволяют выделить следующую динамику организации урока: 60% - достаточно высокого уровня; 25% - высокого уровня; 15% - достаточного уровня.
Традиционным стало проведение в школе предметных недель, которые позволяют как учащимся, так и учителем дополнительно раскрыть свой творческий потенциал. В них приняло участие около 97% учащихся школы.
Руководители ШМО в ходе предметных недель проявили хорошие организаторские способности, умение создать праздничную творческую атмосферу. Разнообразные нетрадиционные формы проведения предметных недель вызвали большой интерес учащихся.
С целью ознакомления учителей с новейшими достижениями науки и передового педагогического опыта в школе проводятся постоянно действующие научно-теоретические семинары по проблеме: «Пути совершенствования учебно-воспитательного процесса», на котором рассматривались следующие вопросы:
2007-2008 уч.г.
1.«Дидактические тесты» 06.11.07г
2. Свободное воспитание в семье и школе: культурные практики детей. 11.01.08г
3. Педагог и современные подходы к воспитанию. 28.03.08г
4.Технология учебных циклов15.05.08г
2008-2009 уч.г.
1.«Современные педагогические технологии» - 03.11.08г
2. «Педагогическая профилактика асоциального поведения несовершеннолетних» - 11.01.09г.
3. «Содержание и организация исследовательского обучения школьников» - 28.03.09г.
4. «Современный урок в школе. Проблемы и решения» - 20.04.09г
2009-2010 уч.г.
1. Профессионализм и культура учителя - условия успешной реализации ключевых параметров « Нашей новой школы», (круглый стол) - 19.10.09г.
2. «Концепция исследовательского обучения. Здоровьесберегающие подходы в эвристическом обучении» - 14.12.09г.
3. «Информационная компетентность» - 05.01.10г.
4. «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся» - 22.03.10г.
Итак, можно сделать вывод: в школе созданы условия для повышения квалификации:
- организована поисково-творческая деятельность коллектива по организации вариативности образования, разработке регионального содержания, по развитию системы социальной адаптации школьников;
- обеспечен профессиональный и творческий рост педагогических кадров через систему методической работы и аттестации;
- достигнут высокий уровень обученности, качества образования. Анализ достижений учащихся свидетельствует о высокой результативности проводимой работы;
- результаты социологических исследований, проведенных с участниками образовательного процесса (педагогами, учащимися, родителями) показывают высокий уровень удовлетворенности работой школы.
Все это подтверждает, что при повышении квалификации педагогов повышается качество образования, результативность работы школы.
Участие учителей школы и администрации в работе РМО
Администрация школы и учителя-предметники являются активными участниками мероприятий, проводимых на уровне района.
2007-2008
- РМО учителей истории и обществознания.
- Семинар для заместителей директоров по УВП по проблеме: «Методическая работа как средство управления УВР».
2008-2009
На базе школы проведены:
- РМО русского языка и литературы;
- РМО информатики;
- РМО учителей ОБЖ..
2009-2010
Выступление на РМО:
- учителей русского языка и литературы – Бенда Л.А. с докладом – «Обобщение опыта работы по регионализации в преподавании русского языка»;
- учителей технологии – Рогачев А.Н. «Мастер – класс»
Участие учителей школы в РМО района, конкурсах, конференциях, нац. проектах.
2007-2008
1. Учителем Булатовой С.С. дан открытый урок для учителей района в 9 классе по избирательному праву на тему «Твой выбор - твое будущее». В районном конкурсе на лучшую методическую разработку урока этот урок был признан лучшим и занял I –место.
2.Учитель биологии Исхакова Р.Р. приняла участие в областном семинаре «Моя педагогическая мастерская» в г. Волгодонске, с выступлением на тему: «Использование регионального компонента в преподавании биологии».
3.Булатова С.С. - учитель истории и обществознания приняла участие в конкурсе « Учитель года-2008», награждена грамотой Константиновского отдела образования в номинации лауреат.
4. Бенда Л.А.- учитель русского языка и литературы, участие в национальном проекте «Образование».
5. Булатова С.С. учитель истории и обществознания, участие и победа в национальном проекте «Образование».
2008-2009
1. Учителем Булатовой С.С. было проведен мастер-класс «Оказание первой медицинской помощи». III –место в районном конкурсе на лучшую методическую разработку в рамках акции «Скажи жизни – Да!».
2.Учитель биологии Исхакова Р.Р. I –место, в районном конкурсе в номинации «Лучшая методическая разработка» в рамках акции «Скажи жизни – Да!»; I место в номинации «Мультимедийный проект – презентация» в рамках районной акции «Спорт вместо наркотиков».
3. Бенда Л.А.- учитель русского языка и литературы, победа в приоритетном национальном проекте «Образование»; I место в номинации «Лучшая методическая разработка» в рамках районной акции «Спорт вместо наркотиков».
4. Учитель немецкого языка Крюкова Е.М. - III место в номинации «Лучшая методическая разработка» - Крюкова Е.М. в рамках районной акции «Спорт вместо наркотиков».
2009-2010
Учителя - предметники делились опытом работы по регионализации образовательного процесса на заседаниях РМО, педагогических чтениях, публикациях, конкурсах различного уровня:
1.Антоненко Т.А. (директор школы, учитель физики) –публикация в Межвузовском научном сборнике: «Правовой порядок». Статья «Воспитание социальной в системе правового образования МОУ Ведерниковской казачьей СОШ Константиновского района Ростовской области » (Изд. «ЮФУ» 2010г.);
- Всероссийский конкурс работ в области педагогики, работы с детьми и молодёжью «За нравственный подвиг учителя», Лучший издательский проект года.
2. Булатова С.С. (учитель истории и обществознания):
- публикация в Межвузовском научном сборнике: «Правовой порядок».Статья «Воспитание социальной в системе правового образования МОУ Ведерниковской казачьей СОШ Константиновского района Ростовской области » (Изд. «ЮФУ» 2010г.);
- награждена Дипломом I степени в областном Восьмом конкурс творческих работ имени святителя Димитрия Ростовского в номинации «Творчество наставников» за методическую разработку урока: «Крещение Руси и ее историческое значение»;
- награждена Сертификатом за Доклад-«Возрождение казачьих школ», в Первых Рождественских образовательных чтениях Свято-Преображенского прихода г. Константиновска Семикаракорского благочиния «Православные ценности в современном образовании»;
- награждена Грамотой за 1 место в районном конкурсе на лучшее учебно-методическое пособие по тематике «Пожарная безопасность»;
- награждена Благодарностью за внеклассное мероприятие «Защитники Земли русской и веры православной» в рамках районной акции «Рождественские колокола»;
- Всероссийский конкурс работ в области педагогики, работы с детьми и молодёжью «За нравственный подвиг учителя», Лучшая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи «Мы с тобой казаки!» на 2009-2014 годы;
- Всероссийский конкурс работ в области педагогики, работы с детьми и молодёжью «За нравственный подвиг учителя», Лучший издательский проект года.
3. Бенда Л.А.- учитель русского языка и литературы:
- публикация в районном методическом журнале «Педагогический калейдоскоп» - методическая разработка внеклассного мероприятия по творчеству М.А.Шолохова;
- награждена Благодарностью за внеклассное мероприятие «Защитники Земли русской и веры православной» в рамках районной акции «Рождественские колокола»;
- награждена - Грамотой за 1 место в районном конкурсе на лучшую методическую разработку с использованием современных педагогических технологий «Певец Донского края»;
- Всероссийский конкурс работ в области педагогики, работы с детьми и молодёжью «За нравственный подвиг учителя», Лучшая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи «Мы с тобой казаки!» на 2009-2014 годы.
В ходе конкурсных мероприятий наряду с традиционными формами и методами работы на уроке учителя продемонстрировали и современные образовательные технологии, использование компьютерного и мультимедийного оборудования.
Своевременное прохождение курсов переподготовки учителей.
Курсовая переподготовка педкадров образовательных учреждений обеспечивает непрерывность профессионального образования. Курсы повышения квалификации при ИПК и ПРО прошли:
2007-2008
1. Бенда Л.А. -21.01.08 Дополнительное образование детей тема «Воспитание»
(организатор).
2. Исхакова Р.Р.- 4.02.08 «Создание веб-сайта в Интернете».
2008-2009
1. Антоненко Т.А.. -04.04.09 «Управление образованием»
2. Исхакова Р.Р.- 04.04.09 «Управление образованием»
2009-2010
1.Антоненко Т.А. –директор школы, учитель физики, курсы в рамках ФГОУ АПК и ППРО (г. Москва) «Современный образовательный менеджмент». (27.03.2010г.)
2. Недбаева П.П. – учитель математики, курсы ГОУД ПО «Ростовкий областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования по программе математика. (27.02.2010г.)
3. Баева Н.Н. – учитель начальных классов, курсы по теме: «Управление качеством начального образования в условиях освоения ФГОС - 2», (30.12.09г.).
4. Сиволобова Т.В. - учитель начальных классов, курсы по теме: «Управление качеством начального образования в условиях освоения ФГОС - 2», (30.12.09г.).
5. Булатова С.С. – учитель истории и обществознания, преподаватель ОБЖ, курсы по темам: «Формирование личности гражданина- защитника Отечества», (28.11.09г.); «Приемы и методы подготовки учебного материала для организации продуктивного учебного процесса с использованием интерактивной доски», (12.12.09г.); обучающий семинар по предмету «Основы православной культуры», (26.02.2010г.).
6. Рогачев А.Н. – учитель технологии, курсы по теме: «Формирование личности гражданина- защитника Отечества», (28.11.09г.).
7. Хохлачева М.А. – учитель иностранного языка (английского), обучающий семинар по предмету «Основы православной культуры», (26.02.2010г.).
Аттестация кадров на более высокую аттестационную категорию.
Аттестация кадров является одним из важнейших направлений в деятельности образовательного учреждения и является показателем профессионального творческого роста учителя. Аттестация педкадров проводится на основе заявления учителя и решения аттестационной комиссии с учетом нормативных документов по аттестации педработников. Аттестация строится на следующих принципах:
- требовательности
- доброжелательности
- взаимоуважения
- гласности
Анализ качественного состава педколлектива показывает положительную динамику роста профессионального уровня учителей:
2007-2008
1.Заварыкина В.М. -учитель русского языка и литературы, подтвердила высшую квалификационную категорию.
2.Недбаева П.П. –учитель математики, подтвердила высшую квалификационную категорию.
3.Бенда Л.А.- .-учитель русского языка и литературы, аттестовалась на высшую квалификационную категорию.
4. Булатова С.С. – учитель истории и обществознания - аттестовалась на высшую квалификационную категорию.
2008-2009
1.Антоненко Т.А. -директор, учитель физики подтвердила высшую квалификационную категорию. 20.02.09г.
2.Крюкова Е.М. –учитель немецкого языка, подтвердила высшую квалификационную категорию.20.02.09г.
3.Сиволобова Т.В.- учитель информатики, подтвердила первую квалификационную категорию.21.04.09г.
4. Курочкина Л.И. – учитель начальных классов, подтвердила вторую квалификационную категорию. 21.01.09
5. Рогачев А.Н. – учитель технологии - аттестовался на вторую квалификационную категорию. 02.02.09г.
2009-2010
1. Светличная Л.А., учитель начальных классов подтвердила первую квалификационную категорию – 22.01.2010г. (Приказ ОО Константиновского района №2 от 22.01.10г.).
2. Исхакова Р.Р., заместитель директора по УВР, аттестовалась на высшую квалификационную категорию. - 19.02.2010г. (Приказ №276 от 19.02.2010г.).
квалификационную категорию. - 19.02.2010г. (Приказ №276 от 19.02.2010г.).
Выводы.
Методическая работа помогала профессионально-педагогической деятельности педагогов, их готовности осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией в стране. Таким образом, в течение всего года проводилась целенаправленная работа по решению основных задач методической работы.
Учитывая положительный опыт работы, обратить внимание на существующие недочеты и нерешенные задачи.
Особое внимание уделить:
1. целевым посещениям уроков с последующим их обсуждением и применением в дальнейшем передовых технологий, современных методов и приемов работы;
2. открытым урокам, проведению мастер-класса;
3. докладам и сообщениям из опыта работы в сочетании с практическим показом;
4. разработке рекомендаций, инструкций по обмену педагогическим опытом, его внедрению в практику.
5. Исходя из результатов работы МО и состояния обучения предметам, необходимо на 2010-2011 учебный год поставить следующие задачи:
1. Продолжить изучение и внедрение новых педагогических технологий.
2. Продолжить разъяснительную работу со всеми участниками образовательного процесса о проведении ГИА в новой форме, создать условия для эффективной подготовки к ГИА.
3. Совершенствовать формы и методы мониторинга за состоянием преподавания учебных дисциплин с целью повышения качества образования.
4. Повышение профессиональной квалификации учителей.
5. Обобщать и распространять положительный педагогический опыт творчески работающих учителей.
6. Продолжить работу по систематической профессиональной подготовке учителей.
7. Создавать условия для реализации творческого потенциала педагогов и учащихся.
8. Совершенствовать критерии, стимулирующие творческую инициативу педагогов.
9. Выявлять, обобщать и распространять положительный педагогический опыт творчески работающих учителей.
10. Повышать качество проведения учебных занятий на основе использования оптимальных технологий, используя Интернет-ресурсы в учебном процессе.
Приложение №1
Сведения о педагогических работниках (включая административных и других работников, ведущих педагогическую деятельность).
Показатель |
Кол.чел. |
% |
Всего педагогических работников (количество человек) |
15 |
Укомплектованность штата педагогических работников (%) |
100 |
Из них внешних совместителей |
3 |
20 |
Наличие вакансий (указать должности):
|
- |
- |
Образовательный уровень педагогических работников |
с высшим образованием |
12 |
80 |
со средним специальным образованием |
3 |
20 |
с общим средним образованием |
- |
- |
Прошли курсы повышения квалификации за последние 5 лет |
12 |
80 |
Имеют квалификационную категорию |
Всего |
13 |
87 |
Высшую |
6 |
46 |
Первую |
4 |
31 |
Вторую |
3 |
23 |
Состав педагогического коллектива по должностям |
Учитель |
15 |
100 |
Социальный педагог |
- |
- |
Учитель-логопед |
- |
- |
Педагог-психолог |
- |
- |
Педагог-организатор |
1 |
6,7 |
Старший вожатый |
- |
- |
Педагог дополнительного образования |
- |
- |
Другие должности:
1. Преподаватель основ безопасности жизнедеятельности |
1 |
6,7 |
|
|
|
Имеют учёную степень |
- |
- |
Имеют звание Заслуженный учитель |
2 |
13 |
Имеют государственные и ведомственные награды, почётные звания:
- Отличник образования РФ
- Почетный работник образования
- Грамота МО РФ
|
1
2
4 |
6,7
13,3
26,7 |
Приложение№2
Сведения о руководителях ОУ
|
Ф.И.О. (полностью) |
Квалификационная категория по административной работе |
Наличие ученой степени |
Директор |
Антоненко Татьяна Александровна |
высшая |
- |
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе |
Исхакова Рушен Рафиковна |
высшая |
- |
Участие отдельных педагогов в конкурсах педагогических достижений
№№ п/п |
Ф.И.О. (полностью) |
Дата
участия |
Тематика |
Уровень
(район, город,
область и т.д.) |
Результат участия |
1 |
Исхакова Рушен Рафиковна |
2007 |
Приоритетный национальный проект «Образование» |
всероссийский |
победитель |
2 |
Булатова Светлана Святославовна |
2008 |
Приоритетный национальный проект «Образование» |
всероссийский |
победитель |
3 |
Бенда Лилия Александровна |
2008 |
Приоритетный национальный проект «Образование» |
всероссийский |
Губернаторская премия в рамках ПНПО |
4 |
Булатова Светлана Святославовна |
2008 |
« Учитель года-2008» |
районный |
лауреат |
5 |
Исхакова Рушен Рафиковна |
2008 |
Акция «Скажи жизни – Да!», в номинации:
«Лучшая методическая разработка» |
районный |
I –место |
6 |
Исхакова Рушен Рафиковна |
2008 |
Акция «Скажи жизни – Да!», в номинации:
«Мультимедийный проект – презентация» |
районный |
I –место |
7 |
Булатова Светлана Святославовна |
2008 |
Акция «Скажи жизни – Да!», в номинации:
«Лучшая методическая разработка» |
районный |
III –место |
8 |
Бенда Лилия Александровна |
2008 |
Акция «Спорт вместо наркотиков», в номинации:
«Лучшая методическая разработка» |
районный |
I место |
9 |
Крюкова Елена Михайловна |
2008 |
Акция «Спорт вместо наркотиков», в номинации:
«Лучшая методическая разработка» |
районный |
III место |
10 |
Бенда Лилия Александровна |
2009 |
Приоритетный национальный проект «Образование» |
всероссийский |
победитель |
11 |
Булатова Светлана Святославовна |
2009 |
Конкурс творческих работ имени святителя Димитрия Ростовского, в номинации «Творчество наставников» - методическая разработка урока истории |
региональный |
I место |
12 |
Булатова Светлана Святославовна |
2009 |
Конкурс на лучшее учебно-методическое пособие по тематике «Пожарная безопасность» |
районный |
I место |
13 |
Булатова Светлана Святославовна |
2009 |
Акция «Рождественские колокола», внеклассное мероприятие «Защитники Земли русской и веры православной» |
районный |
Благодарность |
14 |
Булатова Светлана Святославовна |
2009 |
Первые Рождественские образовательные чтения Свято-Преображенского прихода г. Константиновска Семикаракорского благочиния «Православные ценности в современном образовании», Доклад-«Возрождение казачьих школ» |
районный |
Сертификат |
15 |
Бенда Лилия Александровна |
2009 |
конкурс разработок уроков и внеклассных занятий, посвященных 104-й годовщине со дня рождения М.А. Шолохова, в номинации «Лучшая методическая разработка внеклассного мероприятия» по творчеству М.А. Шолохова |
районный |
I место |
16 |
Бенда Лилия Александровна |
2009 |
Акция «Рождественские колокола», внеклассное мероприятие «Защитники Земли русской и веры православной» |
районный |
Благодарность |
17 |
Антоненко Татьяна Александровна |
2010 |
Всероссийский конкурс работ в области педагогики, работы с детьми и молодёжью «За нравственный подвиг учителя», Лучший издательский проект года. |
всероссийский |
- |
18 |
Бенда Лилия Александровна |
2010 |
Всероссийский конкурс работ в области педагогики, работы с детьми и молодёжью «За нравственный подвиг учителя», Лучшая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи «Мы с тобой казаки!» на 2009-2014 годы. |
всероссийский |
- |
19 |
Булатова Светлана Святославовна |
2010 |
Всероссийский конкурс работ в области педагогики, работы с детьми и молодёжью «За нравственный подвиг учителя», Лучшая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи «Мы с тобой казаки!» на 2009-2014 годы. |
всероссийский |
- |
Сведения о повышении квалификации педагогических и руководящих кадров [Приложение №3 Скачать]
|