Учебный план школы определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования.
В основе формирования учебного плана школы использована нормативно-правовая база:
Законы:
— Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
— Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
— областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
Программы:
— Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
Постановления:
— постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72).
Приказы:
— приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
(в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39);
— приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
— приказ Минобразования Ростовской области от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
— приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
— приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
— приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ»;
Письма:
— письмо Минобразования России от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;
— письмо Минобрнауки России от 09.02.2012 № 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года»;
— письмо Минобрнауки России от 15.07.2014 № 08-888 «Об аттестации учащихся общеобразовательных организаций по учебному предмету «Физическая культура»;
— письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;
— письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
В ходе освоения образовательных программ при реализации учебного плана на первой ступени общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе:
— закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка — система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
— формируются универсальные учебные действия;
— развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Режим работы школы
|
1 уровень обучения
|
Продолжительность учебного года
|
1 класс-33уч.недель,
2-4класс- 34уч.недель
|
Продолжительность учебной недели
|
пятидневная
|
Продолжительность уроков
|
35 мин — 1 кл.
45 мин −2-4кл.
|
Продолжительность перерывов
|
I- IVчетверть
3 перемены по 10 минут
2перемены по 20 минут
|
Сменность:
Количество классов/обучающихся, занимающихся в первую смену
|
Одна смена
4/46
|
Продолжительность учебного года первого уровня обучения составляет в 1 классе — 33 недели, во 2 — 4 классах — 34 учебных недель. Занятия проводятся по 5-дневной неделе, учебная недельная нагрузка составляет для 1 класса — 21 час, для 2 — 4 классов по 23 часа. В течение года для обучающихся 1 класса предусмотрены дополнительные недельные каникулы (февраль).
В 1 классе используется «ступенчатый» режим обучения, а именно: в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре — по 4 урока по 35 минут каждый, в январе-мае — по 4 урока по 35-45 минут каждый.
Продолжительность урока для 2-4 классов 45 минут (СанПиН 2.4.2.2821-10).
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:
- формирование гражданской идентичности обучающихся;
- их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;
- готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
На первой ступени обучения в 1 и 4 классах используется учебно-методический комплекс «Перспектива» (серия «Академический школьный учебник»), под редакцией Л.Ф. Климанова, А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкая, В.Г. Дорофеев и др.
Предметная область Филология включает три учебных предмета: Русский язык, Литературное чтение. Иностранный язык (английский).
С целью развития речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь. Формируются первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка. Младшие школьники овладевают умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса, письма). На изучение учебного предмета «Русский язык» отводится по 5 часов в неделю (4часа федеральный инвариант+ 1 час выбор ОУ).
Изучение предмета «Литературное чтение» ориентировано на формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств школьника, способного к творческой деятельности. На изучение учебного предмета «Литературное чтение» в 1-4классахотводится по 4 часа в неделю.
Изучение иностранного языкапризвано сформировать представление о многообразии языков, осознание необходимости изучать язык дружественных стран, понимание взаимодействия культур разных народов, стремление познавать их. В процессе изучения иностранного языка осуществляется развитие коммуникативной деятельности во взаимосвязи всех ее сторон: аудирования, диалогической и монологической речи, чтения и письма, решения творческих задач на страноведческом материале. Учебный предмет «Иностранный язык» (английский язык) представлен во 2 −4классах по 2 часа в неделю.
Предметная область Математика и информатика реализуется предметом Математика.
Изучение «Математики» направлено на формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования. На изучение в 1-4классах учебного предмета «Математика» отводится по 4 часа в неделю.
Особое место должно быть уделено обеспечению первоначальных представлений о компьютерной грамотности учащихся.
Предметная область Обществознание и естествознание реализуется с помощью учебного предмета Окружающий мир.
Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» в 1-4 классах по 2 часа в неделю. Направлено на воспитание любви и уважения к природе, своему городу (селу), своей Родине; осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме; приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему. Особое внимание должно быть уделено формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях, т. е. основам безопасности жизнедеятельности.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе по заявлениям родителей выбран модуль «Православная культура» (УМК под редакцией Кураев) −1 час в неделю. Изучение основ православной культуры находит свое продолжение на второй ступени обучения.
Предметная область Искусство включает два предмета: Изобразительное искусство и Музыка по 1 часу в неделю в 1-4классах.
Изучение данных предметов способствует развитию художественно-образного восприятия мира, понимания его ценности для эмоционального, эстетического развития человека. В процессе их изучения развивается эстетическая культура обучающегося, способность средствами рисунка, лепки, танца, пения и др. понять собственное видение окружающего мира, творчески осмыслить его и передать в творческой продуктивной деятельности. Наряду с предметными универсальными действиями, необходимыми для осуществления изобразительной и музыкальной деятельности, в процессе изучения этих предметов формируются метапредметные универсальные действия, среди которых особое место занимают сравнение и анализ, классификация и оценка.
Предметная область Технология представлена учебным предметом Технология (труд), по 1 часу в неделю в 1-4 классах. Основная цель его изучения — формирование опыта практической деятельности по преобразованию, моделированию, самостоятельному созданию объектов. Дети получают первоначальные навыки созидательного труда, развиваются универсальные учебные действия — планировать, контролировать и оценивать свою деятельность; формируется художественный и технологический вкус, навыки культуры труда и выполнения правил его безопасности. Существенным компонентом курса является введение информационно-коммуникативных технологий.
Предметная область Физическая культура реализуется предметом Физическая культура по 3 часа в неделю в 1-4 классах. Основная цель его изучения — укрепление здоровья, формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни. Формируются первоначальные умения саморегуляции, планирования двигательного режима своей жизни, контроля и оценки здорового и безопасного образа жизни.
Формы промежуточной аттестации обучающихся.
Освоение образовательной программы начального общего образования, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся. Промежуточная аттестация для обучающихся 1-4 классов подразделяется на текущую, включающую в себя поурочный контроль, а также итоговый контроль (в конце изучения темы, четвертной) и годовую за учебный год (Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Ведерниковская ООШ»).
Учебный план на 2017-2018 учебный год рассмотрен и рекомендован к утверждению Педагогическим советом протокол № 1от 29.08.2017г. Утвержден приказом директора МБОУ «Ведерниковская ООШ» № 102 от 29.08.2017г.
Директор МБОУ «Ведерниковская ООШ»: ________Т.А. Антоненко
Пояснительная записка
к плану внеурочной деятельности
первого уровня обучения (1-4 классы)
МБОУ «Ведерниковская ООШ»
на 2017-2018 учебный год
(в рамках реализации ФГОС)
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, с учетом пожеланий родителей и интересов, обучающихся внеурочная деятельность в МБОУ «Ведерниковская ООШ» представлена следующими курсами:
Направление
|
Название
|
Класс/количество часов в неделю/год
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
Духовно-нравственное
|
Русь православная
|
1/33
|
1/34
|
1/34
|
1/34
|
Социальное
|
Доноведение
|
1/33
|
1/34
|
1/34
|
1/34
|
«Мой мир»
|
1/33
|
—
|
—
|
-
|
Спортивно-оздоровительное
|
«Будь здоров»
|
1/33
|
1/34
|
1/34
|
1/34
|
«Ритмика»
|
1/33
|
1/34
|
1/34
|
1/34
|
Общеинтеллектуальное
|
Шахматы
|
—
|
1/34
|
1/34
|
1/34
|
|
Итого:
|
5/165
|
5/170
|
5/170
|
5/170
|
Наличие статуса «казачье» в отношение регионального компонента определяет идеологию современного учебного плана начальной школы. Одним из путей ведения в учебный процесс регионального содержания, это введение вариативных курсов в 1-4 классах.
Во внеурочной деятельности реализуются следующие направления:
— духовно-нравственное;
— общекультурное;
— общеинтеллектуальное;
— социальное.
С целью формирования у учащихся образа малой Родины, для раскрытия самобытности и неповторимости своеобразия донской народной культуры.
Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности представлено курсами: "Русь православная«.Курс «Русь православная» (1-4классы) разработан на основе авторской программы Л.Л. Шевченко. Воспитание строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов.
Социально-психологическое направление представлено курсом: «Мой мир» (1класс). Целью курса"Мой мир" являетсяформирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.
Общеинтеллектуальное направление представлено курсом"Шахматы« (2-4классы). Основной целью курса «Шахматы» содействовать развитию интеллектуальных способностей и творчества детей, готовить спортсменов высокой квалификации для участия в соревнованиях различного ранга.
Социальное направление представлено интегрированным курсом «Доноведение» (1-4классы).
Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине — Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению представлено курсами: «Будь здоров!» и «Ритмика» (1-4классы) — это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. Целью курса «Ритмика» является приобщение детей к танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенствования.
План внеурочной деятельности на 2017-2018 учебный год рассмотрен и рекомендован к утверждению Педагогическим советом протокол № 1от 29.08.2017г. Утвержден приказом директора МБОУ «Ведерниковская ООШ» № 102 от 29.08.2017г.
Директор МБОУ «Ведерниковская ООШ»: ________Т.А. Антоненко