Рассмотрен и рекомендован
к утверждению педагогическим советом
протокол № 1 от 30.08.2013 г. |
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Ведерниковская ООШ»:
________Т.А. Антоненко
№ 87от 30.08.2013 г. |
Учебный план МБОУ «Ведерниковская ООШ»
на 2013-2014 учебный год
I ступень обучения (1 - 3 класс)
Предметная область |
Учебный предмет |
Класс |
I |
II |
III |
Филология |
Русский язык |
5 |
5 |
5 |
Литературное чтение |
4 |
4 |
4 |
Иностранный язык |
— |
2 |
2 |
Математика и информатика |
Математика |
4 |
4 |
4 |
Обществознание и естествознание (окружающий мир) |
Окружающий мир |
2 |
2 |
2 |
Основы религиозных культур и светской этики |
Основы религиозных культур и светской этики |
- |
- |
- |
Искусство |
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
Физическая культура |
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
Технология |
Технология (труд) |
1 |
1 |
1 |
Всего за неделю |
21 |
23 |
23 |
Пояснительная записка
к учебному (образовательному) плану
для первой ступени обучения (1-3 классы)
МБОУ «Ведерниковская ООШ»
на 2013-2014 учебный год
(в рамках реализации ФГОС)
Учебный план школы определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования.
В основе формирования учебного плана школы использована нормативно-правовая база:
- Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ст.7, ст. 32);
- Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
- Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 года № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений»;
- Приказ Минобрнауки России от 20 августа 2008 года № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства от 19.03.2001 года № 196;
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приказ Минобразования России от 18.02.2002 года № 2783;
- Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ Минобороны России и Минобрнауки России от 24.02.2010 № 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах»;
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 24.12.2010 года № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2011-2012 учебный год».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373».;
- Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области».
- Приказ Минобрнауки России от 03.06. 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312»
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»)
- Федеральный закон от 01.12.2007 года № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта».
В ходе освоения образовательных программ при реализации учебного плана на первой ступени общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе:
- закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
- формируются универсальные учебные действия;
- развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:
- формирование гражданской идентичности обучающихся;
- их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;
- готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет в 1 классе — 33 недели, во 2-3 классах – 35 учебных недель. Занятия проводятся по 5-дневной неделе, учебная недельная нагрузка составляет для 1 класса - 21 час, для 2 -3 классов по 23 часа. В течение года для обучающихся 1 класса предусмотрены дополнительные недельные каникулы (февраль).
Продолжительность урока составляет в 1 классе согласно Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" - 35 минут.
На первой ступени обучения в I и III классах используется учебно-методический комплекс «Перспектива» (серия «Академический школьный учебник»), под редакцией Л.Ф. Климанова, А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкая, В.Г. Дорофеев и др.
Предметная область Филология включает три учебных предмета: Русский язык, Литературное чтение. Иностранный язык (английский).
Изучение «Русского языка» в 1-3 классах направлено на развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь. Формируются первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка. Младшие школьники овладевают умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса, письма).
На изучение учебного предмета «Русский язык» отводится по 5 часов в неделю.
Изучение предмета «Литературное чтение» ориентировано на формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств школьника, способного к творческой деятельности. На изучение учебного предмета «Литературное чтение» в 1-3классах отводится по 4 часа в неделю.
Изучение иностранного языкапризвано сформировать представление о многообразии языков, осознание необходимости изучать язык дружественных стран, понимание взаимодействия культур разных народов, стремление познавать их. В процессе изучения иностранного языка осуществляется развитие коммуникативной деятельности во взаимосвязи всех ее сторон: аудирования, диалогической и монологической речи, чтения и письма, решения творческих задач на страноведческом материале. Учебный предмет «Иностранный язык» (английский язык) представлен во 2 -3классах по 2 часа в неделю.
Предметная область Математика и информатика реализуется предметом Математика.
Изучение «Математики» направлено на формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования. На изучение в 1-3 классах учебного предмета «Математика» отводится по 4 часа в неделю.
Особое место должно быть уделено обеспечению первоначальных представлений о компьютерной грамотности учащихся.
Предметная область Обществознание и естествознание реализуется с помощью учебного предмета Окружающий мир.
Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» в 1-3 классах по 2 часа в неделю. Направлено на воспитание любви и уважения к природе, своему городу (селу), своей Родине; осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме; приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему. Особое внимание должно быть уделено формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях, т. е. основам безопасности жизнедеятельности.
Предметная область Искусство включает два предмета: Изобразительное искусство и Музыка по 1 часу в неделю в 1-3 классах.
Изучение данных предметов способствует развитию художественно-образного восприятия мира, понимания его ценности для эмоционального, эстетического развития человека. В процессе их изучения развивается эстетическая культура обучающегося, способность средствами рисунка, лепки, танца, пения и др. понять собственное видение окружающего мира, творчески осмыслить его и передать в творческой продуктивной деятельности. Наряду с предметными универсальными действиями, необходимыми для осуществления изобразительной и музыкальной деятельности, в процессе изучения этих предметов формируются метапредметные универсальные действия, среди которых особое место занимают сравнение и анализ, классификация и оценка.
Предметная область Технология представлена учебным предметом Технология (труд),по 1 часу в неделю в 1-3 классах. Основная цель его изучения — формирование опыта практической деятельности по преобразованию, моделированию, самостоятельному созданию объектов. Дети получают первоначальные навыки созидательного труда, развиваются универсальные учебные действия — планировать, контролировать и оценивать свою деятельность; формируется художественный и технологический вкус, навыки культуры труда и выполнения правил его безопасности. Существенным компонентом курса является введение информационно-коммуникативных технологий.
Предметная область Физическая культура реализуется предметом Физическая культурапо 3 часа в неделю в 1-3 классах. Основная цель его изучения – укрепление здоровья, формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни. Формируются первоначальные умения саморегуляции, планирования двигательного режима своей жизни, контроля и оценки здорового и безопасного образа жизни.
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, с учетом пожеланий родителей и интересов обучающихся во внеурочная деятельность представлена следующими курсами:
Направление |
Название |
Класс |
I |
II |
III |
Художественно-эстетическое |
Русь православная |
2 |
2 |
1 |
Песни и сказки Тихого Дона |
- |
1 |
- |
Мир глазами художника |
- |
- |
2 |
Научно-техническое |
Страна «Информатика» |
2 |
2 |
1 |
Эколого-биологическое |
Природа родного края |
- |
1 |
2 |
Социально-педагогическое |
Доноведение |
2 |
- |
- |
Спортивно-техническое |
Шахматы |
1 |
1 |
1 |
Физкультурно-спортивное |
«Будь здоров» |
3 |
3 |
3 |
Наличие статуса «казачье» в отношение регионального компонента определяет идеологию современного учебного плана начальной школы. Одним из путей ведения в учебный процесс регионального содержания, это введение вариативных курсов в 1-3 классах.
Во внеурочной деятельности реализуются следующие направления:
- физкультурно-спортивное;
- спортивно-техническое;
- художественно-эстетическое;
- научно-техническое;
- эколого-биологическое;
- социально-педагогическое.
С целью формирования у учащихся образа малой Родины, для раскрытия самобытности и неповторимости своеобразия донской народной культуры. Художественно-эстетическое направление внеурочной деятельности представлено курсами: «Русь православная», и «Песни и сказки Тихого Дона», «Мир глазами художника».
Курс «Русь православная» разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко. Воспитание строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов.
Целью курса«Мир глазами художника». является знакомство детей с основами народного художественного творчества, формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Научно – техническое направление представлено курсом «Страна Информатика». Целью, которого является формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования.
Эколого-биологическое направление представлено курсом «Природа родного края», призвана расширить экологические представления учащихся начальных классов, которые они получают на уроках окружающего мира. В процессе наблюдений, опытов, элементарной исследовательской деятельности, экологических игр и экскурсий дети начинают понимать разнообразие взаимоотношений человека с миром природы, усваивают систему нравственных правил поведения в среде обитания, учатся сопереживать, сочувствовать, помогать живым существам, проводить элементарную созидательную деятельность в природе.
Социально-педагогическое направление представлено интегрированным курсом «Доноведение». Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
Реализация внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному направлению представлено курсом «Будь здоров!» – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства.
Спортивно-техническое направление представлено курсом «Шахматы».
Основной целью занятий шахматами по программе, содействовать развитию интеллектуальных способностей и творчества детей, готовить спортсменов высокой квалификации для участия в соревнованиях различного ранга.
Учебный план на 2013-2014 учебный год рассмотрен и рекомендован к утверждению Педагогическим советом протокол №1 от 30.08.2013г. Утвержден приказом директора МБОУ «Ведерниковская ООШ» №87от 30.08.2013г.
Директор МБОУ «Ведерниковская ООШ»: ________Т.А. Антоненко
|