Навигация
 > Полезные ссылки
Справка о соответствии состояния учебно-методической работы в МОУ Ведерниковской СОШ

Методическая служба в Ведерниковской СОШ представляет собой целостную систему и функционирует на основе нормативно-правовых актов Федерального уровня, Устава школы, локальных актов ОУ: приказов директора школы, положений. Ее структура и содержание работы обсуждаются на педагогическом совете.

Педагогический коллектив школы 3 год работает над реализацией единой методической темы: «Внедрение современных педтехнологий в образовательный процесс при реализации регионального (казачьего)  компонента».

Для успешной реализации данной темы были определены цели и задачи:

Цель: обеспечение более высокого уровня профессиональной компетентности учителей в условиях создания адаптивной модели школы.

Задачи:

1. Изучение и внедрение в образовательный процесс перспективных школьных технологий.

2. Совершенствование методического уровня учителей в реализации  регионального (казачьего)  компонента.

3. Мобилизация сил педагогического коллектива на создание системы внутришкольного контроля качества знаний учащихся на основе уровневой дифференциации.

Правильное определение целей и задач методической работы помогло выбрать оптимальное содержание и формы организации работы с педколлективом:

1-ый год: «Круглый стол» (обсуждение состояния разработки данного вопроса в научно-педагогической литературе, определение тем самообразования учителей в контексте работы над проблемой). Работа методического Совета школьных методических объединений постоянно-действующий теоретический семинар, тематические педсоветы, самообразовательная работа над единой методической темой.

2-ой-3-ий годы: уроки-показы опытными учителями, посещение уроков администрацией и взаимопосещение, проведение тематических педагогических Советов, научно-методический семинар, методические недели, работа методического Совета, школьных методических объединений.

Методическая работа в школе построена на диагностической основе. Ежегодно, в мае для изучения эффективности работы по предыдущей диагностике и для планирования коррекции педагогического взаимодействия в течение следующего учебного года заместителем директора Исхаковой Р.Р. проводятся следующие диагностики:

    • диагностика методических потребностей;
    • диагностика эффективности методической работы;
    • диагностика способностей;
    • диагностика затруднений;
    • диагностика аспектов профессиональной деятельности педагогов;
    • диагностика уровня организации педагогического труда учителя;
    • диагностика организации учебного процесса в школе (опрос учащихся).

Проводимые диагностики позволили администрации школы создать мобильную действенную структуру методической службы, способствующую решению конкретных задач повышения квалификации педагогов через аналитический и графический анализ профессионального роста каждого учителя.

Из приведенной таблицы видно, что высшим органом коллективного руководства в школе является Педагогический совет. На заседаниях педсоветов в системе рассматриваются и решаются проблемы повышения мастерства учителей в тесной связи с результатами учебно-воспитательного процесса.

На заседаниях педсоветов заслушиваются теоретические выступления и выступления учителей из практики своей работы, результаты их инновационных, творческих поисков.

Формы проведения педсоветов, разнообразные, чаще носят дискуссионный характер.

По каждому вопросу выносятся конкретные управленческие решения.

Координатором методической работы в школе является методический Совет, в состав которого входят заместитель директора и руководители ШМО. У заместителя директора имеются следующие документы методического Совета: положение, план работы, протоколы, рассматриваемые материалы. Анализ данных документов позволяет сделать следующие выводы: методактивом школы намечен конкретный план работы, который способствует совершенствованию профессионального мастерства учителей, росту их творческого потенциала.

Приоритетные вопросы, решаемые на заседаниях методического Совета:

  • планирование методической работы в школе;
  • организация работы над единой методической темой;
  • профессиональное мастерство и творчество учителя, как фактор развития личности;
  • познавательная активность как педагогическая проблема;
  • управление самообразованием учителей, защита исследовательских проектов по самообразованию;
  • творческие отчеты руководителей ШМО;
  • подведение итогов работы над методической темой за год;
  • изучение образовательных стандартов по предметам;
  • изучение особенностей базисного учебного плана с учетом региональной образовательной политики;
  • организация подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации.

Анализ протоколов показал, что члены МС, серьезно и заинтересованно относятся к его работе.

В школе функционируют методические объединения учителей-предметников естественно-математического (рук. ШМО Недбаева П.П.), гуманитарного циклов (рук. ШМО Булатова С.С.), учителей начальных классов (рук. МО Светличная Л.А.) и ШМО классных руководителей (рук. ШМО Бенда Л.А.)

Руководители ШМО имеют следующие документы и материалы: анализ работы ШМО, годовые планы работы, протоколы заседаний, банк данных об учителях ШМО, информация об учебных программах и их учебно-методическом обеспечении по предмету, результаты диагностических анкет.

Каждый член методического объединения имеет тему по самообразованию, соотносящуюся с темой школы (приложение №1).
На заседаниях ШМО успешно рассматривались следующие вопросы:

  • Развитие ведущих учебных изменений;
  • Воспитание обучением. Использование методов активного обучения;
  • Личностно-ориентированное образование, предлагающее свободу выбора объекта труда.
  • Вариативность, дифференциация и индивидуальное обучение с учетом интересов учащихся;
  • Формирование познавательных интересов и учащихся и внедрение методов активного обучения;
  • Формирование социально-активной творческой личности;
  • школьника с высоким уровнем гуманитарной культуры.

Интересны формы проведения ШМО:

  • Теоретические семинары;
  • Семинары-практикумы;
  • «Круглый стол»;
  • Обсуждения современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки;
  • Взаимопосещение уроков;
  • Обсуждение открытых уроков;
  • Выставки и отчеты по самообразованию.

Особое внимание в работе ШМО и администрации уделяется совершенствованию форм и методов организации урока. Посещенные уроки за 5 лет позволяют выделить следующую динамику организации урока: 60% - достаточно высокого уровня; 25% - высокого уровня; 15% - достаточного уровня.

Традиционным стало проведение в школе предметных недель, которые позволяют как учащимся, так и учителем дополнительно раскрыть свой творческий потенциал. В них приняло участие около 97% учащихся школы.

Руководители ШМО в ходе предметных недель проявили хорошие организаторские способности, умение создать праздничную творческую атмосферу. Разнообразные нетрадиционные формы проведения предметных недель вызвали большой интерес учащихся.

С целью ознакомления учителей с новейшими достижениями науки и передового педагогического опыта в школе проводятся постоянно действующие научно-теоретические семинары по проблеме: «Пути совершенствования учебно-воспитательного процесса», на котором рассматривались следующие вопросы:

2007-2008 уч.г.

1.«Дидактические тесты» 06.11.07г
2. Свободное воспитание в семье и школе: культурные практики детей. 11.01.08г
3. Педагог и современные подходы к воспитанию. 28.03.08г 
4.Технология учебных циклов15.05.08г

2008-2009 уч.г.

1.«Современные педагогические технологии» - 03.11.08г
2. «Педагогическая профилактика асоциального поведения несовершеннолетних» - 11.01.09г.
3. «Содержание и организация исследовательского обучения школьников» - 28.03.09г. 
4. «Современный урок в школе. Проблемы и решения» - 20.04.09г

2009-2010 уч.г.

1. Профессионализм и культура учителя - условия успешной реализации ключевых параметров « Нашей новой школы», (круглый стол) - 19.10.09г.
2. «Концепция исследовательского обучения. Здоровьесберегающие подходы в эвристическом обучении» - 14.12.09г.
3. «Информационная компетентность» - 05.01.10г. 
4. «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся» - 22.03.10г.

Итак, можно сделать вывод: в школе созданы условия для повышения квалификации:

  • организована поисково-творческая деятельность коллектива по организации вариативности образования, разработке регионального содержания, по развитию системы социальной адаптации школьников;
  • обеспечен профессиональный и творческий рост педагогических кадров через систему методической работы и аттестации;
  • достигнут высокий уровень обученности, качества образования. Анализ достижений учащихся свидетельствует о высокой результативности проводимой работы;
  • результаты социологических исследований, проведенных с участниками образовательного процесса (педагогами, учащимися, родителями) показывают высокий уровень удовлетворенности работой школы.

Все это подтверждает, что при повышении квалификации педагогов повышается качество образования, результативность работы школы.

Участие учителей школы и администрации в работе  РМО

Администрация школы и учителя-предметники являются активными участниками мероприятий, проводимых на уровне района.
2007-2008

  • РМО учителей истории и обществознания.
  • Семинар для заместителей директоров по УВП по проблеме:  «Методическая работа как средство управления  УВР».

2008-2009

На базе школы проведены:

  • РМО русского языка и литературы;
  • РМО информатики;
  • РМО учителей ОБЖ..

 
2009-2010

Выступление на РМО:

  • учителей русского языка и литературы – Бенда Л.А. с докладом – «Обобщение опыта работы по регионализации в преподавании русского языка»;
  • учителей технологии – Рогачев А.Н. «Мастер – класс»

Участие учителей школы в РМО района,  конкурсах, конференциях, нац. проектах.

2007-2008

1. Учителем Булатовой С.С. дан открытый урок для учителей района в 9 классе по избирательному праву на тему «Твой выбор - твое будущее». В районном конкурсе на лучшую методическую разработку урока этот урок был признан лучшим и занял I –место.

2.Учитель биологии Исхакова Р.Р. приняла участие в областном семинаре «Моя педагогическая мастерская» в г. Волгодонске, с выступлением на тему: «Использование регионального компонента в преподавании биологии».

3.Булатова С.С. - учитель истории и обществознания приняла участие в конкурсе « Учитель года-2008», награждена грамотой Константиновского отдела образования в номинации лауреат.

4. Бенда Л.А.- учитель русского языка и литературы, участие в национальном проекте «Образование».

5. Булатова С.С. учитель истории и обществознания, участие и победа в национальном проекте «Образование».

2008-2009

1. Учителем Булатовой С.С.  было проведен мастер-класс «Оказание первой медицинской помощи». III –место  в районном конкурсе на лучшую методическую разработку в рамках акции «Скажи жизни – Да!».

2.Учитель биологии Исхакова Р.Р. I –место,  в районном конкурсе в номинации «Лучшая методическая разработка» в рамках акции «Скажи жизни – Да!»; I место в номинации «Мультимедийный проект – презентация» в рамках районной акции «Спорт вместо наркотиков».

3. Бенда Л.А.- учитель русского языка и литературы, победа в приоритетном национальном проекте «Образование»; I место в номинации «Лучшая методическая разработка» в рамках районной акции «Спорт вместо наркотиков».

4. Учитель немецкого языка Крюкова Е.М. - III место в номинации «Лучшая методическая разработка» - Крюкова Е.М. в рамках районной акции «Спорт вместо наркотиков».

2009-2010

Учителя - предметники делились опытом работы по регионализации образовательного процесса на заседаниях РМО, педагогических чтениях, публикациях, конкурсах различного уровня:

1.Антоненко Т.А. (директор школы, учитель физики) –публикация в Межвузовском научном сборнике: «Правовой порядок». Статья «Воспитание социальной  в системе правового образования МОУ Ведерниковской казачьей СОШ Константиновского района Ростовской области »  (Изд. «ЮФУ» 2010г.);

  • Всероссийский конкурс работ в области педагогики, работы с детьми и молодёжью «За нравственный подвиг учителя», Лучший издательский проект года.

2. Булатова С.С. (учитель истории и обществознания):

  • публикация в Межвузовском научном сборнике: «Правовой порядок».Статья «Воспитание социальной  в системе правового образования МОУ Ведерниковской казачьей СОШ Константиновского района Ростовской области »  (Изд. «ЮФУ» 2010г.);
  • награждена  Дипломом I степени в областном Восьмом конкурс творческих работ имени святителя Димитрия Ростовского в номинации «Творчество наставников» за методическую разработку урока: «Крещение Руси и ее историческое значение»;
  • награждена Сертификатом  за Доклад-«Возрождение казачьих школ», в Первых Рождественских образовательных чтениях Свято-Преображенского прихода г. Константиновска Семикаракорского благочиния «Православные ценности в современном образовании»;
  • награждена Грамотой за 1 место в районном конкурсе на лучшее учебно-методическое пособие по тематике «Пожарная безопасность»;
  • награждена  Благодарностью за внеклассное мероприятие «Защитники Земли русской и веры православной»  в рамках районной акции «Рождественские колокола»;
  • Всероссийский конкурс работ в области педагогики, работы с детьми и молодёжью «За нравственный подвиг учителя», Лучшая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи «Мы с тобой казаки!» на 2009-2014 годы;
  • Всероссийский конкурс работ в области педагогики, работы с детьми и молодёжью «За нравственный подвиг учителя», Лучший издательский проект года.

3. Бенда Л.А.- учитель русского языка и литературы:

  • публикация в районном методическом журнале «Педагогический калейдоскоп» - методическая разработка внеклассного мероприятия по творчеству М.А.Шолохова;
  • награждена  Благодарностью за внеклассное мероприятие «Защитники Земли русской и веры православной»  в рамках районной акции «Рождественские колокола»;
  • награждена - Грамотой за 1 место в районном конкурсе на лучшую методическую разработку с использованием современных педагогических технологий «Певец Донского края»;
  • Всероссийский конкурс работ в области педагогики, работы с детьми и молодёжью «За нравственный подвиг учителя», Лучшая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи «Мы с тобой казаки!» на 2009-2014 годы.

В ходе конкурсных мероприятий наряду с традиционными формами и методами работы на уроке учителя продемонстрировали и современные образовательные технологии, использование компьютерного и мультимедийного оборудования.

Своевременное прохождение курсов переподготовки учителей.

Курсовая переподготовка  педкадров образовательных учреждений обеспечивает непрерывность  профессионального образования. Курсы повышения квалификации при ИПК и ПРО прошли:

2007-2008

1. Бенда Л.А. -21.01.08 Дополнительное образование детей тема «Воспитание»
(организатор).

2. Исхакова Р.Р.- 4.02.08 «Создание веб-сайта  в Интернете».

2008-2009

1. Антоненко Т.А.. -04.04.09 «Управление образованием»
2. Исхакова Р.Р.- 04.04.09 «Управление образованием»

2009-2010

1.Антоненко Т.А. –директор школы, учитель физики, курсы в рамках ФГОУ АПК и ППРО (г. Москва) «Современный образовательный менеджмент». (27.03.2010г.)

2. Недбаева П.П. – учитель математики, курсы ГОУД ПО «Ростовкий областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования по программе  математика. (27.02.2010г.)

3. Баева Н.Н. – учитель начальных классов, курсы по теме: «Управление качеством начального образования в условиях освоения ФГОС - 2»,  (30.12.09г.).

4. Сиволобова Т.В. - учитель начальных классов, курсы по теме:  «Управление качеством начального образования в условиях освоения ФГОС - 2», (30.12.09г.).

5. Булатова С.С. – учитель истории и обществознания, преподаватель ОБЖ, курсы по темам:  «Формирование личности гражданина- защитника Отечества», (28.11.09г.); «Приемы и методы подготовки учебного материала для организации продуктивного учебного процесса с использованием интерактивной доски», (12.12.09г.); обучающий семинар по предмету «Основы православной культуры», (26.02.2010г.).

6. Рогачев А.Н. – учитель технологии, курсы по теме:  «Формирование личности гражданина- защитника Отечества», (28.11.09г.).

7. Хохлачева М.А. – учитель иностранного языка (английского), обучающий семинар по предмету «Основы православной культуры», (26.02.2010г.).

Аттестация кадров на более высокую аттестационную категорию.

Аттестация кадров является одним из важнейших направлений в деятельности образовательного учреждения и является показателем профессионального творческого роста учителя. Аттестация педкадров проводится на основе заявления учителя и решения аттестационной комиссии с учетом нормативных документов по аттестации педработников. Аттестация строится на следующих принципах:

  • требовательности
  • доброжелательности
  • взаимоуважения
  • гласности

Анализ качественного состава педколлектива показывает положительную динамику роста профессионального уровня учителей:

2007-2008

1.Заварыкина В.М. -учитель русского языка и литературы, подтвердила высшую квалификационную категорию.

2.Недбаева П.П. –учитель математики, подтвердила высшую квалификационную категорию.

3.Бенда Л.А.- .-учитель русского языка и литературы, аттестовалась на высшую квалификационную категорию.

4. Булатова С.С. – учитель истории и обществознания - аттестовалась на высшую квалификационную категорию.

2008-2009

1.Антоненко Т.А. -директор, учитель физики подтвердила высшую квалификационную категорию. 20.02.09г.

2.Крюкова Е.М. –учитель немецкого языка, подтвердила высшую квалификационную категорию.20.02.09г.

3.Сиволобова Т.В.- учитель информатики, подтвердила первую квалификационную категорию.21.04.09г.

4. Курочкина Л.И. – учитель начальных классов, подтвердила вторую квалификационную категорию. 21.01.09

5. Рогачев А.Н. – учитель технологии - аттестовался на вторую квалификационную категорию. 02.02.09г.

2009-2010

1. Светличная Л.А., учитель начальных классов подтвердила первую квалификационную категорию – 22.01.2010г. (Приказ ОО Константиновского района №2 от 22.01.10г.).

2. Исхакова Р.Р., заместитель директора по УВР, аттестовалась на высшую квалификационную категорию. - 19.02.2010г. (Приказ №276 от 19.02.2010г.).
квалификационную категорию. - 19.02.2010г. (Приказ №276 от 19.02.2010г.).

Выводы.

Методическая работа помогала профессионально-педагогической деятельности педагогов, их готовности осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией в стране. Таким образом, в течение всего года проводилась целенаправленная работа по решению основных задач методической работы.

Учитывая положительный опыт работы, обратить внимание на существующие недочеты и нерешенные задачи.

 Особое внимание уделить:
1. целевым посещениям уроков с последующим их обсуждением и применением в дальнейшем передовых технологий, современных методов и  приемов работы;
2. открытым урокам, проведению мастер-класса;
3. докладам и сообщениям из опыта работы в сочетании с практическим показом;
4. разработке рекомендаций, инструкций по обмену педагогическим опытом, его внедрению в практику.
5. Исходя из результатов работы МО и состояния обучения предметам, необходимо на 2010-2011 учебный год поставить следующие задачи:

1. Продолжить изучение и внедрение новых педагогических технологий.
2. Продолжить разъяснительную работу со всеми участниками образовательного процесса о проведении ГИА в новой форме, создать условия для эффективной подготовки к ГИА.
3. Совершенствовать формы и методы мониторинга за состоянием преподавания учебных дисциплин с целью повышения качества образования.
4. Повышение профессиональной квалификации учителей.
5. Обобщать и распространять положительный педагогический опыт творчески работающих учителей.
6. Продолжить работу по систематической профессиональной подготовке учителей.
7. Создавать условия для реализации творческого потенциала педагогов и учащихся.
8. Совершенствовать критерии, стимулирующие творческую инициативу педагогов.
9. Выявлять, обобщать и распространять положительный педагогический опыт творчески работающих учителей.
10. Повышать качество проведения учебных занятий на основе использования оптимальных технологий, используя Интернет-ресурсы в учебном процессе.

Приложение №1

Сведения о педагогических работниках (включая административных и других работников, ведущих педагогическую деятельность).

Показатель

Кол.чел.

%

Всего педагогических работников (количество человек)

15

Укомплектованность штата педагогических работников  (%)

100

Из них внешних совместителей

3

20

Наличие вакансий (указать должности):

  •  
  •  

-

-

Образовательный уровень педагогических работников

с высшим образованием

12

80

со средним специальным образованием

3

20

с общим средним образованием

-

-

Прошли  курсы повышения  квалификации  за последние 5 лет

12

80

Имеют квалификационную категорию

Всего

13

87

Высшую

6

46

Первую

4

31

Вторую

3

23

Состав педагогического коллектива по должностям

Учитель 

15

100

Социальный педагог

-

-

Учитель-логопед

-

-

Педагог-психолог

-

-

Педагог-организатор

1

6,7

Старший вожатый

-

-

Педагог дополнительного образования

-

-

Другие должности:
1. Преподаватель основ безопасности жизнедеятельности  

1

6,7

 

 

 

Имеют учёную степень

-

-

Имеют звание Заслуженный учитель

2

13

 Имеют государственные и ведомственные награды, почётные звания:

  1. Отличник образования РФ
  2. Почетный работник образования
  3. Грамота МО РФ

 

1
2
4

 

6,7
13,3
26,7

Приложение№2

Сведения о руководителях ОУ

 

Ф.И.О. (полностью)

Квалификационная категория по административной работе

Наличие ученой степени

Директор

Антоненко Татьяна Александровна

высшая

-

Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе

Исхакова Рушен Рафиковна

высшая

-

Участие отдельных педагогов в конкурсах педагогических достижений


№№ п/п

Ф.И.О. (полностью)

Дата
 участия

Тематика

Уровень
 (район, город,
 область и т.д.)

Результат участия

1

Исхакова Рушен Рафиковна

2007

Приоритетный национальный проект «Образование»

всероссийский

победитель

2

Булатова Светлана Святославовна

2008

Приоритетный национальный проект «Образование»

всероссийский

победитель

3

Бенда Лилия Александровна

2008

Приоритетный национальный проект «Образование»

всероссийский

Губернаторская премия в рамках ПНПО

4

Булатова Светлана Святославовна

2008

« Учитель года-2008»

районный

лауреат

5

Исхакова Рушен Рафиковна

2008

Акция «Скажи жизни – Да!», в номинации:
«Лучшая методическая разработка»

районный

I –место

6

Исхакова Рушен Рафиковна

2008

Акция «Скажи жизни – Да!», в номинации:
«Мультимедийный проект – презентация»

районный

I –место

7

Булатова Светлана Святославовна

2008

Акция «Скажи жизни – Да!», в номинации:
«Лучшая методическая разработка»

районный

III –место

8

Бенда Лилия Александровна

2008

Акция «Спорт вместо наркотиков», в номинации:
«Лучшая методическая разработка»

районный

I место

9

Крюкова Елена Михайловна

2008

Акция «Спорт вместо наркотиков», в номинации:
«Лучшая методическая разработка»

районный

III место

10

Бенда Лилия Александровна

2009

Приоритетный национальный проект «Образование»

всероссийский

победитель

11

Булатова Светлана Святославовна

2009

Конкурс творческих работ имени святителя Димитрия Ростовского, в номинации «Творчество наставников» - методическая разработка урока истории

региональный

I место

12

Булатова Светлана Святославовна

2009

Конкурс на лучшее учебно-методическое пособие по тематике «Пожарная безопасность»

районный

I место

13

Булатова Светлана Святославовна

2009

Акция «Рождественские колокола», внеклассное мероприятие «Защитники Земли русской и веры православной»

районный

Благодарность

14

Булатова Светлана Святославовна

2009

Первые Рождественские образовательные чтения Свято-Преображенского прихода г. Константиновска Семикаракорского благочиния «Православные ценности в современном образовании», Доклад-«Возрождение казачьих школ»

районный

Сертификат

15

Бенда Лилия Александровна

2009

конкурс разработок уроков и внеклассных занятий, посвященных 104-й годовщине со дня рождения М.А. Шолохова, в номинации «Лучшая методическая разработка внеклассного мероприятия» по творчеству М.А. Шолохова

районный

I место

16

Бенда Лилия Александровна

2009

Акция «Рождественские колокола», внеклассное мероприятие «Защитники Земли русской и веры православной»

районный

Благодарность

17

Антоненко Татьяна Александровна

2010

Всероссийский конкурс работ в области педагогики, работы с детьми и молодёжью «За нравственный подвиг учителя», Лучший издательский проект года.

всероссийский

-

18

Бенда Лилия Александровна

2010

Всероссийский конкурс работ в области педагогики, работы с детьми и молодёжью «За нравственный подвиг учителя», Лучшая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи «Мы с тобой казаки!» на 2009-2014 годы.

всероссийский

-

19

Булатова Светлана Святославовна

2010

Всероссийский конкурс работ в области педагогики, работы с детьми и молодёжью «За нравственный подвиг учителя», Лучшая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи «Мы с тобой казаки!» на 2009-2014 годы.

всероссийский

-

Сведения о повышении квалификации педагогических и руководящих кадров [Приложение №3 Скачать]

Назад к — «Методическая работа»

#дтдрядом
Общероссийский детский телефон доверия 8-800-2000-122

Контентная фильтрация и документы, регламентирующие работу в сети Интернет

 
· Обратная связь · Книга отзывов · Часто задаваемые вопросы ·
© 2007-2024 Все права защищены. МБОУ Ведерниковская ООШ
Разработка сайта дизайн и программирование:
??????.???????