Работа школьной библиотеки проводится в соответствии с проблемой школы «Создание внутри школы особого образовательного пространства, направленного на воспитание целостного человека культуры, имеющего взаимосвязанную природную, социальную сущность».
Согласно плану работы библиотеки МОУ Ведерниковской средней общеобразовательной школы на 2009-2010 учебный год библиотекой решались следующие задачи:
- обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов:
- построение работы школьной библиотеки согласно плану учебно-воспитательной работы в школе;
- обучение читателей пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию;
- совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий;
- формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательными программами;
- расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг;
- выдача библиографических справок, составление списков литературы для учащихся и учителей;
- выступления на педсоветах, родительских собраниях, методических объединениях и по мере поступления новой учебной литературы.
- учащиеся школы обеспечивались новой учебной литературой по мере поступления в библиотеку;
- привитие учащимся бережного отношения к книгам;
За прошедший учебный год общее количество читателей составило 158 человек.
Из них:
- учащихся 132 человека
- учителей 15 человек
- другие работники школы, родители, выпускники школы 21 человек.
Книговыдача – 4 374 шт.
№п/п |
Класс |
Количество
учащихся |
Посещение библиотеки % |
I
четверть |
II
четверть |
III
четверть |
IV
четверть |
1 |
1 |
13 |
- |
25 |
50 |
50 |
2 |
2 |
11 |
100 |
70 |
85 |
100 |
3 |
3 |
18 |
100 |
80 |
80 |
100 |
4 |
4 |
22 |
100 |
51 |
60 |
100 |
5 |
5 |
9 |
100 |
40 |
45 |
100 |
6 |
6 |
10 |
100 |
60 |
60 |
100 |
7 |
7 |
16 |
100 |
55 |
65 |
100 |
8 |
8 |
14 |
100 |
40 |
41 |
100 |
9 |
9 |
19 |
100 |
70 |
70 |
100 |
Из них учебников – 3268 шт.
В 2009 – 2010учебном году библиотекой школы было получено;
- 57 наименований учебников, за счёт средств федерального финансирования; на сумму 184 192 рубля, в количестве 1031 учебник.
В школе используются учебники нового поколения:
- Меркин Г.С. «Литература 5кл.»
- Меркин Г.С. «Литература 6кл.» учитель Бенда Лилия Александровна.
- Бим И.Л. Рыжова Л.И. «Первые шаги. Немецкий язык 5кл.» учитель Крюкова Елена Михайловна.
- Мордкович А.Г. «Алгебра 7кл.»
- Мордкович А.Г. «Алгебра 8кл.» учитель Недбаева Полина Петровна
- Пономарёва И.Н. «Биология 6кл.»
- Константинов В.М. «Биология 7кл.» учитель Исхакова Рушен Рафиковна.
- Шахмаев «Физика 9кл.» учитель Антоненко Татьяна Александровна.
- Макарова Н.В. «Информатика и ИКТ» 8-9 кл. (Практикум)
- Макарова Н.В.«Информатика и ИКТ» (Учебник) учитель Торопов Николай Андреевич.
В школе учебниками в первую очередь обеспечивались учащиеся следующих категорий:
- дети под опекой, дети сироты, дети из малообеспеченных семей.
Обеспечение учебниками производилось из фондов библиотеки, а также по мере поступления учебников в фонд библиотеки. Учебники выдавались каждому учащемуся лично в руки. Контроль за сохранностью учебной литературы осуществляется библиотекарем, классными руководителями, советом библиотекарей, состоящим из учащихся школы.
На классных часах проводились беседы по сохранности учебников, «В гости книжка к нам пришла!», «Книгу бережно храните!». В начале и конце каждой четверти проводились рейды по проверке сохранности книг, результаты рейдов отражались на школьных линейках и в стенной печати.
Библиотека участвует во всех общешкольных мероприятиях. План работы библиотеки составляется в соответствии с планом воспитательной работы школы.
Работа библиотеки велась по следующим направлениям:
1. «История Донского края – часть истории России»
С этой целью в библиотеке оформлены выставки:
- «Как у нас, да на Тихом Дону»
- «В краю тихого Дона»;
- «Одна у человека родная Мать - одна у него и Родина»;
- «Земля Донская – родина моя»;
Проведены классные часы и беседы:
- «Константиновскому району – 75 лет»;
- «День города»;
- «Храмы Константиновского района».
2.«Край родной, родимая Донщина»
С этой целью в библиотеке проведены библиотечные уроки и беседы;
- «О казачьих заповедях»;
- «Родимый край - любимая Донщина»;
- «Как казачат в старину учили »;
- «Листая страницы истории. Из истории хуторов Константиновского района»;
- « Рассыпанные бусинки! Казачьи потешки, небывальщины»;
- « Сказка - сладка, да дело гутарит. Сказки Донских казаков»;
- «Казачьи посиделки»;
- «Как мила мне донская природа»;
- «Дон – Дон Иванович. Краеведческий час»;
В течение года собирается материал в накопительную папку «Всё о Константиновске» (газетные и другие материалы о Константиновском районе в разные годы.)
Главной задачей этих бесед и выставок является пробуждение интереса к судьбам людей родного края, к истории повседневности, воспитание уважения к представителям старшего поколения;
- а ещё, это направление расширяет круг детского чтения и воспитывает социально и культурно адаптированного, любящего и знающего свой край гражданина и патриота.
3. -«Донские писатели - о земле и людях Дона» (лучшие образцы искусства слова Дона и о Доне).
Задачами этого направления является предоставление обучающимся достаточно полной информации о художественной литературе Дона и о Доне в её внутренних взаимосвязях и связях с историческими судьбами России, её литературы;
- «Донской фольклор» - (былины и песни, сказки и предания, пословицы и загадки, созданные коренными жителями Дона).
- «Стихи и рассказы наших наиболее талантливых писателей-земляков, а также всемирно известных русских писателей-классиков о Доне-батюшке, его неповторимой природе, героическом прошлом, увлекательном настоящем, о взрослых и детях, которые жили на этой территории или населяют сегодня её города и хутора.
- раскрытие связи авторской литературы с донским фольклором;
- формирование у школьников представления о многообразии характера, быта, обычаев, образа жизни, духовной культуры, нравственных принципов населения Донского края;
- ознакомление с особенностями лексики жителей Дона, нашедшей отражение в произведениях.
Оформлена книжная выставка: «Сын земли Донской» - посвящённая жизни и творческой деятельности М.А.Шолохова.
- «Книги М.А.Шолохова» - в книгах Михаила Александровича – подлинное богатство человеческого духа, красота характеров, они волнуют читателя, заставляют переживать, думать….
В школьной библиотеке оформлена папка «Юбилей» - о жизни и творчестве писателей Дона (собираются статьи из печати, оформлены рисунки учащихся)
4. «65 лет – Великой Победе!»
В рамках этого направления в библиотеке оформлялись книжные выставки:
- «Война. Народ. Победа!».
- «Солдаты Великой Победы!»;
- «Навечно в памяти народной»
Проведён конкурс рисунков: «Не забыть нам этой даты, что покончила с войной!», в конкурсе приняли участие учащиеся 2 -11кл.
Задачей этого направления является развитие интереса у обучающихся к родной истории, раскрывая сущность исторических явлений и процессов на близком и ярком материале.
Согласно графику библиотечных уроков, в честь 65-й годовщины Победы проведены библиотечные уроки:
- «Земляки - герои»,
- «Города – герои. Рубежи героических битв»;
- «Имя твоё бессмертно»;
- «Дети в Великую отечественную войну. Никто не забыт»;
- «Поклонимся великим тем годам!»;
Участие в общешкольной акции «Венок славы»;
В честь 67-ой годовщины освобождения Константиновского района от немецких захватчиков (19.01.2010г.) проведены беседы:
- «Не забыть нам этой даты!» (Константиновск 1943-2010г. 67лет освобождения от фашистских захватчиков);
- « Жители х. Ведерников в годы В.О.В.»
- «Протрубили трубачи тревогу…» (об участии Донских ребят в Великой отечественной Войне).
На «Неделе Начальной школы», совместно с учителем группы продлённого дня (Маргаритой Николаевной Линкиной), было проведено мероприятие, для учащихся 1-4 классов « Дети в Великой войне».
В течение всего учебного года проводилась работа по подготовке к предметным и тематическим линейкам, оформлялись выставки временного пользования:
«Человек и природа»;
«Живой мир». К 90-ю писателя – натуралиста Н.Сладкова. (05.01.2010г.)
«Остановить у края. Наркотикам – Нет!»;
60 лет со дня издания «Словарь русского языка» С.И.Ожегова. (Декабрь 2009г.)
«Юбилей!» - 215 лет – со дня рождения поэта, драматурга А.С. Грибоедова. (15.01.2010г.)
150 лет – со дня рождения писателя-драматурга А.П. Чехова. (29.01.2010г.)
120 лет - со дня рождения поэту Б.Пастернаку (Февраль 2010г.)
195 лет – со дня рождения поэту П.П. Ершову (Март 2010г.)
265 лет – со дня рождения писателя, драматурга Д.И. Фонвизина (Апрель 2010г.)
«Любимые книжки. Книги-юбиляры.»2009-2010гг.
В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»;
А.М.Волков «Волшебник Изумрудного города»;
А.Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители»;
140 лет со времени издания стихотворения Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»;
75 лет стихотворению С.Михалкова «Дядя Стёпа»;
75 лет со дня издания книги П. Треверс «Мери Поппинс».
Действует временная выставка – «Поговорим! – обращение к читателям (газета «Пока не поздно», подборка газетных статей, интервью с интересными людьми);
- газета «ДДД» - твоя газета;
Библиотекарем школы, в течение года оформлялись заявки на учебную и методическую литературу. Учителя школы ознакомлены с Федеральным перечнем учебной литературы на 2010-2011 учебный год на электронном носителе и в печатном варианте («Вестник Образования России №4 2010), проведена школьная подписка. Выполнялась ежедневная работа по обслуживанию читателей: выдача художественной и учебной литературы, справочников, энциклопедий и библиографических справок. Проводились выступления на классных родительских собраниях, где обсуждался вопрос об изменении перечня учебной литературы, приобретении рабочих тетрадей, бережного отношения учащихся к учебной литературе, выданной школьной библиотекой бесплатно.
Согласно плану работы библиотеки проведены:
библиотечные часы:
- «День памяти» (01.09.09.г. 70 лет со дня начала Второй мировой войны) с учащимися 5-9классов;
- «Наш друг Светофорик!»;
- « С книгой по жизни»;
- «Будь здорова Книжка»;
- «Экология Дона»;
- «Слово о Рождестве»; «Рождественские рассказы» (разговор с детьми о празднике, громкие чтения стихов, просмотр иллюстраций и рисунков, рассказы детей о семейных традициях) (2-5кл);
- «Зимушка, зима!»;
- «Правили дорожные – друзья надёжные»;
- «Зелёные страницы» книги «Природа»;
- «От нас природа тайн своих не прячет…»;
- «Сохраним наш мир»;
- «Лёгкие нашей планеты»;
Энциклопедии и книги о природе, рисунки учащихся о родном крае, животных и птицах становятся незаменимым материалом при проведении таких бесед.
- Викторина: «Путешествие по сказкам Ш.Перро» 1-5 классы.
- Игра-викторина «Что за прелесть, эти сказки!» 1-5 классы.
Проведены тематические линейки:
- «Галерея портретов Донских атаманов»;
- «Великий сказочник» к 205-ю Х.К. Андерсена.
библиотечные уроки на тему:
- «Мы живём в краю Донском!» (4кл,5кл);
- «Родимый край»; (5-7кл)
- «Иллюстрации в книгах, для детей младшего школьного возраста»; (1-4)
- «Умей сказать – НЕТ!» (1-5кл); (О вреде курения, алкоголя)
- 24 ноября – Всемирный день чтения! «Книга добрый друг!»3кл, 4кл, 6кл;
В начальных классах проведены беседы:
- «Книгу бережно храните»;
- «Родные поэты о Донском крае»;
- «Книги для учащихся младшего школьного возраста»;
- «Правила дорожные - нам всем знать положено!»;
- «С книгой жить - век на тужить;
- «Стихи русских поэтов о донском крае»;
- Новогодний калейдоскоп: «В лесу родилась ёлочка».(1-5кл);
- загадки на Новогоднюю тему;
- пословицы и поговорки о зиме;
- конкурсы: «Снежинка в окошке», «Новогоднее меню».
Эти беседы позволяют расширить знания учащихся по истории; знакомят с новогодними традициями на Руси, на Дону, и в других странах.
С классным руководителем 1 класса, Светличной Людмилой Анатольевной проведено внеклассное мероприятие «Осенины»;
Проведено совместное внеклассное мероприятие (для 1-4 классов, с классным руководителем 2 класса Сиволобовой Т.В. «Донская осень»)
На неделе «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» библиотекарем проведён конкурс рисунков «Мой любимый сказочный герой», а так же конкурсная игровая программа «Загадки о сказочных героях».
По традиции, на весенних каникулах в школе проведена «Неделя Детской книги», на которой прошел праздник, посвященный 205-ю Х.К.Андерсена, «Сказки Андерсена».
Проведен ремонт учебной и художественной литературы в мастерской «Книжкина больница» с учащимися 5- 6 классов.
В целях воспитания патриотизма, проведены
В процессе подготовки и оформлении бесед, мероприятий, классных и библиотечных уроков использовала материалы, получаемые Отделом Образования и используемые в учебном процессе: «Профессиональная библиотека школьного библиотекаря», приложение к журналу Школьная библиотека», а также сценарии, беседы из «Интернета» на сайте «Школьная библиотека».
В течение всего учебного года проводилась работа по выдаче художественной и справочной литературы. Учащимся 7 – 9 классов для докладов и рефератов по истории, физике, химии, математике, предоставлялись энциклопедии и другая справочная литература, имеющаяся в школьной библиотеке.
Проводилась работа по перерегистрации читателей; оформлялись другие отчёты и текущие документы.
Систематически проводились рейды по проверке сохранности учебников, результаты отражались в стенной печати, на школьных линейках, на информационном стенде.
В компьютере собраны отчеты, методический материал, документы на электронных носителях. Велась работа в Интернете, посещение сайтов «Школьная библиотека», «Фестиваль педагогических идей», «Донские писатели», «Константиновск. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы», «Библиотечные уроки» и др.
В новом 2010-2011 учебном году работа библиотеки школы будет продолжена в соответствии с проблемой школы и решением следующих задач:
- обеспечение учебной литературой учащихся;
- привитие учащимся бережного отношения к книгам; (беседы, праздники, рейды по проверке сохранности учебников)
- обеспечение учебной и художественной литературой учащихся в течение учебного года;
- работу библиотеки строить согласно программе Регионального (казачьего) компонента;
- пропаганда литературы в помощь внеклассному чтению;
- изучение нового в библиотечном деле;
- проведение библиотечных уроков, внеклассных мероприятий, праздников, конкурсов, викторин, направленных на воспитание целостного человека культуры;
- дальнейшее усовершенствование навыков работы на компьютере, создание новых баз данных художественной и учебной литературы.
Директор школы: Т.А. Антоненко
|