Реализация казачьего компонента в учебно-воспитательном процессе

О реализации в образовательной организации казачьего ученического (школьного) самоуправления

Организация казачьего ученического (школьного) самоуправления в МБОУ «Ведерниковская ООШ».

Современная школа — сложное социально-педагогическое образование, включающее в себя педагогический, ученический, родительские коллективы, различные объединения и организации детей и взрослых.

Самоуправление — это основная часть педагогического процесса, развиваемая и управляемая на основе социальных, правовых и эстетических принципов. Именно ученическое самоуправление даёт возможность подросткам попробовать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки. А ученическое казачье самоуправление — это школа формирования и развития социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма, получения навыков социальных взаимоотношений, модель социальной деятельности, основанной на ценностях гражданского общества: демократии, свободе, плюрализме, уважения к закону.

Ученическое казачье самоуправление является органической частью МБОУ «Ведерниковская ООШ». В школе действует детская молодёжная организация «Школьный городок».

С 2007 года школа имеет статус «казачье». Поэтому особую значимость приобретает возрождение традиций казачества, казачьей семьи, основанных на любви, нравственности и взаимном уважении ее членов.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, с учетом пожелания родителей и интересов обучающихся внеурочная деятельность в начальной и основной школе представлена курсами: «Русь православная», «Доноведение», «История Донского казачества», кружок «Литературное краеведение». На базе школы создан детский хоровой коллектив казачьей песни «Степные напевы».

С 10.12.1996 года в МБОУ «Ведерниковская ООШ» существует детское молодёжное объединение «Школьный городок» (84обучающихся, 7-16лет). Организация имеет свои уставные документы, входит в районную организацию СДМО «Колокол».

Основной целью ДМО «Школьный городок» является создание условий для формирования личности, способной к сознательному выбору жизненной позиции, самоопределению в современных социокультурных условиях, развитию и реализации своего творческого потенциала.

Проблема:

Воспитание умелого, деятельного человека, воплощающего в себе деловитость, стремление к материальному успеху, независимости, понимающего пути обеспечения себе и близким достойного уровня жизни, уважающего традиции своего народа.

Цели и задачи:

— воспитание казачат в духе исторически сложившихся традиций, восстановление забытых страниц истории казачества;

— пропагандировать обычаи казаков, традиции, обряды, культурное наследие казачества;

— забота о сохранении памятников истории и культуры, уважительном отношении к культуре и языкам всех народов;

— вклад, посильное участие в развитии и процветании казачества, основанное на опыте поколений.

Наши законы:

— Закон дружбы и чести.

— Закон уважения к старшим.

— Закон коллективности дел.

Приоритетными направлениями программы деятельности казачат в русле духовно-нравственного самоопределения определены следующие направления:

— гражданско-патриотическое воспитание «Мы — патриоты»;

— лидерское движение «Моя позиция»;

— духовно-нравственная культура «Спеши делать добро».

— развитие толерантности «Точка зрения».

Основными видами деятельности ДМО «Школьный городок» являются:

  1. Оказание помощи администрации, классным руководителям в организации КТД.
  2. Организация и проведение акций, праздников, вечеров, встреч и других форм внеклассной работы.
  3. Помощь в организации отрядов милосердия, трудовых десантов.

В Атаманское Правление ДМО «Школьный городок» входит 9 человек.

Возглавляет детское молодежное объединение «Школьный городок» атаман. Он отвечает за всю деятельность объединения: производит изменения в составе Атаманского Правления; предлагает для рассмотрения поступки любого члена организации; представляет интересы казачат на любом уровне по вопросам управления организацией.

Органы казачьего ученического (школьного) самоуправления ДМО «Школьный городок» МБОУ «Ведерниковская ООШ»:

— Большой круг;

— Атаман ДМО «Школьный городок»;

— Атаманское правление;

— В классах, группах созданы казачьи общества обучающихся, органами управления в которых являются — Малый круг, Атаман.

В компетенции Большого круга принятие и изменение Устава; избрание атамана, прекращение полномочий атамана, рассмотрение вопросов деятельности ДМО «Школьный городок» и принятие соответствующих решений, обязательных для исполнения казачатами.

Коллегиальным руководящим органом казачьего общества обучающихся является Атаманское правление, в которое входят атаман ДМО «Школьный городок», первый заместитель («товарищ» атамана) и атаманы казачьих обществ классов, педагог-организатор.

Ежегодно в сентябре проводится Большой круг казачьего общества МБОУ «Ведерниковская ООШ». Вопросы для обсуждения :

  1. Отчет о проделанной работе ДМО «Школьный городок» за предыдущий учебный год.

2.Создание Атаманского правления на текущий учебный год.

  1. Обсуждение плана работы на текущий учебный год (ключевые мероприятия).

Приоритетные направления программы деятельности ДМО «Школьный городок»:

  1. гражданско-патриотическое воспитание «Мы — патриоты»,

2.лидерское движение «Моя позиция»,

3.духовно-нравственная культура «Спеши делать добро»,

4.развитие толерантности «Точка зрения»

Ученическое казачье самоуправление ДМО «Школьный городок» дает возможность каждому ученику принимать активное участие в организаторской деятельности, делает процесс воспитания в школе поистине демократическим, открытым, гуманистическим.

Инициативные и творческие казачата- атаманы классов- являются проводниками идей развития личности, формирования лучших человеческих качеств и коммуникативных умений . От их лидерских качеств, способности вести за собой, умения создания позитивного образа дела, продуктивного взаимодействия и качественного планирования и организации зависит деятельность всего ДМО «Школьный городок».

Члены Атаманского правления ежегодно принимают активное участие в районном сборе лидеров «Здравствуй, школьный лидер!», проходят школу юного атамана, где учатся планировать и проводить общественно-значимые мероприятия.

Атаманское правление созывается 2 раза в месяц. Заседания всегда массовые, интересные, продуктивные. На них обсуждаются все вопросы школьной жизни, подготовка к мероприятиям, итоги их проведения, заслушиваются отчеты членов Атаманского правления, отчеты органов казачьего самоуправления классов.

Весомый вклад вносят члены Атаманского правления в оформление и подготовку к традиционным общешкольным конкурсам и мероприятиям.

Традиции — это то, чем сильна наша школа, то, что делает её родной и неповторимой, близкой для тех, кто в ней учится, и тех, кто учит. Традиционные дела любимы, к ним готовимся заранее. Появляются ожидания, связанные с каким — то праздником, следовательно, каждый может представить и спрогнозировать своё участие в определённом деле. Такая прогнозируемость и облегчает подготовку традиционных дел, и одновременно усложняет её, так как каждый год ждут, что праздник не будет похож на предыдущий. Следует отметить, что все общешкольные мероприятия под организацией ученического казачьего актива — Атаманского правления — проходят на высоком уровне.

Традиционными стали линейка, посвященная Дню знаний, Осенины, День матери-казачки, новогодние представления, Последний звонок, выпускной «Ведерниковские зори».

С целью развития системы ученического казачьего самоуправления в октябре был проведен День самоуправления, в рамках празднования Дня учителя. Уроки вели учителя-дублеры, в том числе члены Атаманского правления, обучающиеся 9 класса. За творческий подход и качественное проведение Дня самоуправления им была объявлена благодарность.

Члены Атаманского правления с инициативой и творческим подходом на протяжении учебного года агитировали и сами принимали участие в различных акциях («Здоровье нации — в наших руках!», «Скажи жизни — Да!») и творческих конкурсах, пропагандирующих здоровый образ жизни. Был организован и проведён День здоровья, марафон здоровья, спортивные соревнования. О пагубном влиянии вредных привычек было рассказано волонтерским отрядом «Пламя». Они раздали обучающимся старших классов информационные материалы по данной теме.

В течение года Атаманским правлением проводилась определённая работа с ветеранами Великой Отечественной войны, их вдовами, «детьми войны», проживающими в хуторе Ведерников:

— митинг у Братской могилы,

-регулярные акции («Наследники Победы», «Георгиевская ленточка», «Венок памяти»),

-операции («Память поколений», Поиск, «Забота», «Доброе утро, ветеран!»).

— шествие «Бессмертного полка».

Жизнь ученического казачьего самоуправления полна разнообразными делами. Ежемесячно проводятся тематические линейки, операции «Внешний вид», «В школу без опозданий», выпускаются стенгазеты, работает Школа юного атамана.

В течение года по графику 6-9 классы дежурили по школе. На переменах следили за чистотой и порядком, вели учёт нарушителей дисциплины. В течение года контролировали поведение учащихся: умение вести себя на перемене, в столовой, культуре речи, общения. Дежурные имели право сделать замечание любому ученику, нарушившему единые требования школы. Еженедельно по пятницам на общешкольной линейке проводили отчет о дежурстве за неделю и выпускали «Молнию».

Также по сложившейся традиции в течение всего учебного года проводились рейды по проверке школьной формы.

В целях воспитания патриотического сознания, привития любви к своему Отечеству в школе прошел месячник военно-патриотической направленности.

Гласность работы ДМО «Школьный городок», оперативность доведения всех его решений до каждого казака обеспечивается через стенную печать, проведение рабочих линеек (еженедельно, по пятницам).

Основной целью ДМО «Школьный городок» является создание условий для формирования личности, способной к сознательному выбору жизненной позиции, самоопределению в современных социокультурных условиях, развитию и реализации своего творческого потенциала.

Вся деятельность ученического казачьего самоуправления строится в рамках следующих задач:

-продолжить работу по развитию ученического казачьего самоуправления в школе, — формировать у подростков

-«организационную культуру, активную жизненную позицию, лидерские качества, организаторские умения и навыки, опыт руководства небольшой социальной группой и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, коммуникативные умения и навыки, навыки самоорганизации, проектирования собственной деятельности» как одной из ключевых компетенций члена современного общества,

-пропаганда обычаев казаков, традиций, обрядов, культурного наследия казачества.

Принципы ученического самоуправления:

— Добровольность, равноправность, законность, гласность;

— приоритет человеческих ценностей;

— коллегиальность принятия решения;

— уважение к интересам, достоинству и мнению каждого члена самоуправления. Приоритетными направлениями программы деятельности ДМО «Школьный городок» (программа «Продвижение») в русле духовно-нравственного самоопределения определены следующие направления:

  1. гражданско-патриотическое воспитание «Мы — патриоты»,

2.лидерское движение «Моя позиция»,

3.духовно-нравственная культура «Спеши делать добро»,

4.развитие толерантности «Точка зрения»

Реализация программы направлена на организацию социального общения и разумного досуга детей и молодежи, удовлетворение их интересов и склонностей к разнообразным видам деятельности.

С 2017года возглавляет детское молодежное объединение «Школьный городок» атаман Грицаев Сергей. Он отвечает за всю деятельность объединения: производит изменения в составе Атаманского Правления; предлагает для рассмотрения поступки любого члена организации; представляет интересы казачат на любом уровне по вопросам управления организацией.

Коллегиальным руководящим органом казачьего общества обучающихся является Атаманское правление.

Атаманское правление созывается 2 раза в месяц. Заседания всегда массовые, интересные, продуктивные. На них обсуждаются все вопросы школьной жизни, решаются вопросы проведения общешкольных праздников и мероприятий, организация дежурства по школе и в классах, работа по профилактике вредных привычек, беседы со слабоуспевающими и нарушителями дисциплины и т.п., также заслушиваются отчеты органов самоуправления классов. Силами актива ученического казачьего самоуправления обеспечиваются такие направления работы школы, как организация и проведение школьных тематических вечеров, КТД, акций, различного рода операций, спортивных соревнований, Дней здоровья...

Главным объектом активной работы и развития самоуправления в МБОУ «Ведерниковская ООШ» являлся обучающийся как подрастающий, инициативный, творческий, сознательный гражданин своего Отечества, любящий Родину, уважающий культуру всех народов, живущих на планете Земля. Поэтому огромное внимание уделялось патриотическому воспитанию подрастающего поколения, которое всегда являлось важнейшим фактором нравственного здоровья любого общества. Без него немыслимо и дальнейшее развитие, и движение вперед.

Учебный год в МБОУ «Ведерниковская ООШ» начался с общешкольной линейки и классного часа, посвящённого не только Дню знаний, но и празднику казачества. Традиционными также стали праздники Осенины, День матери-казачки, новогодние представления у ёлочки, благотворительная акция «Подарим улыбку детям», месячник военно-патриотической работы «На благо Родины», конкурсная программа «Ведерниковская казачка», Последний звонок, выпускной «Ведерниковские зори», тематические линейки.

С целью развития системы ученического казачьего самоуправления ежегодно в октябре проводится День самоуправления, в рамках празднования Дня учителя. Уроки в первой половине учебного дня ведут учителя-дублеры, обучающиеся 9 класса. Учителям-дублерам за творческий подход, оригинальное проведение праздничного педсовета для учителей и качественное проведение Дня самоуправления на общешкольной линейке объявлена благодарность.

Члены Атаманского правления также принимают активное участие в районном сборе лидеров «Здравствуй, школьный лидер!», проходят школу юного атамана, где учатся проводить общественно-значимые мероприятия казачьей направленности

В течение года Атаманским правлением проводилась работа с ветеранами Великой Отечественной войны, их вдовами, «детьми войны», одиноким престарелыми жителями, проживающими в хуторе Ведерников:

— митинг у Братской могилы,

— регулярные акции («Наследники Победы», «Георгиевская ленточка», «Венок памяти»),

— операции («Память поколений», Поиск, «Забота», «Доброе утро, ветеран!»).

— шествие Бессмертного полка.

За последние годы выросли активность и интерес учащихся к различным творческим делам. Члены Атаманского правления с инициативой и творческим подходом на протяжении учебного года агитировали и сами принимали участие в различных акциях («Здоровье нации — в наших руках!», «Скажи жизни — Да!») и творческих конкурсах, пропагандирующих здоровый образ жизни. Были организованы и проведены День здоровья, турнир здоровья, спортивные соревнования. О пагубном влиянии вредных привычек было рассказано волонтерским отрядом «Пламя». Они раздали обучающимся старших классов информационные материалы по данной теме.

Жизнь ученического казачьего самоуправления полна разнообразными делами.

В течение года по графику 6-9 классы дежурили по школе. На переменах следили за чистотой и порядком на своем посту. Вели учёт нарушителей дисциплины. Дежурные имели право сделать замечание любому ученику, нарушившему единые требования школы. Еженедельно по пятницам на общешкольной линейке проводили отчет о дежурстве за неделю и выпускали «Молнию».

Также по сложившейся традиции в течение всего учебного года проводились рейды по проверке школьной формы, по проверке учебников, рейд «Классный уголок».

Участвуя в органах ученического казачьего самоуправления, ребята учатся таким необходимым в жизни человека качествам, как умение принимать решения, взаимодействовать с товарищами, командовать и подчиняться, помогать другим осуществлять их предложения и привлекать к осуществлению собственных решений. Эмоциональные переживания, вызванные участием в общем деле, дают возможность с ранних лет ощутить себя гражданином своей страны, патриотом, человеком долга, совести и чести.

Анализируя работу ученического казачьего самоуправления в 2018-2019 учебном году, следует отметить следующие положительные результаты:

— вовлечение более 90% учащихся в школьные мероприятия,

— широкий спектр выбора для участия в мероприятиях творческой, спортивной, интеллектуальной направленности.

Среди выявленных проблем стоит отметить недостаточную подготовку активистов ученического казачьего самоуправления.

#дтдрядом
Общероссийский детский телефон доверия 8-800-2000-122

 
· Обратная связь · Книга отзывов · Часто задаваемые вопросы ·
© 2007-2021 Все права защищены. МБОУ Ведерниковская ООШ
Разработка сайта дизайн и программирование:
??????.???????