Реализация казачьего компонента в учебно-воспитательном процессе

Информация о реализации МБОУ «Ведерниковская ООШ» казачьего компонента в учебно-воспитательном процессе

Реализация регионального компонента в образовательном процессе составляет 25 % от общего содержания учебных программ по учебным предметам: литература, история, обществознание, мировая художественная культура, ознакомление с окружающим миром, география, биология.

В учебный план начального и основного общего образования с целью реализации регионального «казачьего» компонента, введены следующие учебные предметы:

Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» реализуется в 3 и 4 классах учебными предметами «Родной русский язык» и «Литературное чтение на родном языке (русский)» по 0,5 часа.

Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе по заявлениям родителей выбран модуль «Православная культура» (УМК под редакцией Кураев) −1 час в неделю. Изучение основ православной культуры находит свое продолжение на второй ступени обучения.

Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» реализуется в 8 и 9 классах учебными предметами «Родной русский язык» и «Литературное чтение на родном языке (русский)» по 0,5 часа.

Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР)» представлен учебным предметом «История Донского казачества» в 5 классе и в 8-9 классах по 1 часу за счет часов по выбору ОО.

Наличие статуса «казачье» в рамках регионального компонента определяет идеологию современного учебного плана начальной школы. Одним из путей ведения в учебный процесс регионального содержания, это введение вариативных курсов в 1-4 классах.

Во внеурочной деятельности реализуются следующие направления:

— духовно-нравственное;

— социально-педагогическое;

— спортивно-оздоровительное;

— общеинтеллектуальное.

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, с учетом пожеланий родителей и интересов, обучающихся во внеурочная деятельность представлена следующими курсами в 1-4 классах:

Направление

Название

Руководитель

1класс

(кол-во час)

2класс

(кол-во час)

3класс

(кол-во час)

4 класс

(кол-во час)

Духовно-нравственное

Русь православная

Апрыщенко Т.А.

1/33

-

-

-

Русь православная

Николаева Н.В.

-

1/34

1/34

1/34

Социально-педагогическое

Доноведение

Апрыщенко Т.А.

1/33

-

-

-

Доноведение

Баева Н.Н.

-

1/34

-

-

Доноведение

Николаева Н.В.

-

-

1/34

1/34

С целью формирования у учащихся образа малой Родины, для раскрытия самобытности и неповторимости своеобразия донской народной культуры.

Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности представлено курсами: «Русь православная». Курс «Русь православная» (1-4классы) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко. Воспитание строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов.

Социально-педагогическое направление представлено интегрированным курсом «Доноведение» (1-4классы).

Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине — Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.

Внеурочная деятельность в 5-9 классах представлена следующими курсами:

Направление

Название

Руководитель

5 класс

(кол-во час)

6класс

(кол-во час)

7класс

(кол-во час)

8класс

(кол-во час)

9 класс (кол-во час)

Духовно-нравственное

История донского казачества

Булатова С.С.

-

1/35

1/35

-

-

Православная культура

Булатова С.С.

1/34

1/35

1/35

1/35

1/34

Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности представлено курсами: «Православная культура», «История донского казачества».

Курс «Православная культура» разработан на основе авторской программы Л.Л. Шевченко. Воспитание строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае православия.

В основу курса «История донского казачества» положен комплексный подход в изложении истории Донского края и разработан на основе регионального компонента государственного стандарта общего образования по истории (История Донского края). Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.

Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.

Проводятся занятия кружковой работы: «Вокальный», «Хоровой».

В школе создана вокальная группа «Степные напевы» (руководитель Жиров А.И.), которая изучает фольклор Донского казачества, является участником конкурсов, смотров художественной самодеятельности.

Воспитательная работа.

С целью формирования у обучающихся ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно — исторических и духовных традициях России и Дона; более тесного сотрудничества семьи и школы с целью повышения воспитательного потенциала семьи в МБОУ «Ведерниковская ООШ» создана программа духовно-нравственного воспитания школьников «Мы с тобой казаки!», которая построена на основе православных традиций, формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Она нацелена на возрождение духовности и нравственности в образовательном учреждении, ориентирует на становление нравственных ценностей обучаемых через приобщение к традициям донского края.

Программа позволяет выстроить совокупную деятельность школы, которая реализуется в трех сферах: в процессе обучения (урочная деятельность) — во внеклассной работе (внеурочная деятельность) — и во внеучебных мероприятиях (внешкольная деятельность).

Цель программы: Создать социально-педагогические условия для воспитания, развития и становления личности школьника способного сознательно выстраивать отношение к себе, своей семье, обществу, государству, Отечеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов.

Задачи:

— Формирование способности к непрерывному образованию, самовоспитанию и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше».

— Создание общешкольной атмосферы любви, взаимопонимания и взаимопомощи.

— Развитие активного культурного сознания и нравственного поведения детей.

— Формирование личности, уважающей историю своего народа, способную к толерантному взаимодействию с окружающей действительностью.

— Ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей, укрепление авторитета семьи.

В нашей школе с 1996 года ведется курс «История донского казачества».

В рамках реализации казачьего компонента разработана авторская программа факультативного курса в 5-9 классах по теме: «История донского казачества». В ее основе лежит программа регионального компонента государственного стандарта общего образования по истории. Программа сочетается с учебником О.Г.Веряскиной «История Донского края», являющимся частью учебно-просветительского проекта «Донской край — наш общий дом».

Программа рецензирована профессором кафедры государственно-правовых и политико-философских дисциплин доктором философских наук, доктором юридических наук Працко Г.С.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Педагогический коллектив решает задачи по формированию у обучающихся образа «малой» Родины, как основы патриотических чувств, богатства и разнообразия природы родного края.

В течение учебного проведены мероприятия казачьей направленности:

— тематические классные часы;

— праздники «Покров на Дону», «Осенины»; «Любимые праздники казаков. Госпожа широкая Масленица», «Любимые праздники казаков. Пасха Христова».

— тематические линейки:

«Ростовской области — 75!», Семейные родники Тихого Дона

(ко Дню пожилого человека), Любимые праздники казаков. Покров на Дону. (6кл., кл. рук. Недбаева П.П.); «Донская разродимая сторонушка», «День матери-казачки», Галерея портретов донских атаманов. Матвей Иванович Платов, «Героические страницы освобождения хутора Ведерников» (К 70-летию со дня освобождения х. Ведерников), «Казачество в годы политических репрессий».

— выставка книг «Мы живем в краю донском»;

— посещение музея Донского казачества г. Новочеркасск;

— поход «Донская сторона — навек любимый край!;

— библиотечные уроки;

Обучающиеся школы принимают активное участие в конкурсах различного уровня данной тематики.

В целях воспитания у детей и подростков любви к донскому краю, его культуре, традициям, обычаям и создания условий для раскрытия поддержки и развития талантливых одаренных детей— обучающиеся школы совершают экскурсии в краеведческий музей г. Новочеркасска.

Педагогический коллектив решает задачи по формированию у обучающихся образа «малой» Родины, как основы патриотических чувств, богатства и разнообразия природы родного края. Приняли участие в областном конкурсе творческих работ имени святителя Димитрия Ростовского.

В целях воспитания у детей и подростков любви к донскому краю, его культуре, традициям, обычаям и создания условий для раскрытия поддержки и развития талантливых одаренных детей, хоровой коллектив «Степные напевы», руководитель Жиров А.И. принимает участие в ежегодном районном фестивале детского творчества «Казачок», награждены грамотами атамана Константиновского юрта.

В целях пропаганды и популяризации идей миролюбия, национальной гордости, достоинства, значимости культурно — исторических, православных традиций среди молодого поколения Константиновского района в МБОУ «Ведерниковская ООШ» организована и проведена акция «Рождественские колокола». В рамках акции проведены классные часы, беседы, посвященные Рождеству Христову; выставка книг рождественской тематики.

Для учащихся 1- 6 классов (68 обучающихся) проведены новогодние представления,

для учащихся 7-9 классов(36 обучающихся) — бал — маскарад «Новогодний коктейль». Активность учащихся на новогодних елках отмечено призами и подарками, рождественскими сюрпризами.

По инициативе ДМО «Школьный городок» и педагогического коллектива школы была организована акция «Рождественский подарок» для малообеспеченных и детей из ГУРО СРЦ.

Ежегодно в школе проводятся мероприятия казачьей направленности:

— тематические классные часы;

— казачьи посиделки;

-праздники «Покров на Дону», «Масленица»;

— спортивные соревнования «Казачата — удалые ребята»;

— литературно-музыкальная композиция «Рождественская ночь»;

— конкурс тематических стенгазет «Рождество встречаем»;

— конкурс творческих работ «Рождественский перезвон»;

— конкурс чтецов стихотворений о праздновании на Руси Рождества, донских казачьих традициях;

— тематические линейки;

— выставка книг «Мы живем в краю донском»;

— «Путешествие по карте Ростовской области »;

— час общения «Откуда мы родом»;

— викторина «Мой край родной, как ты чудесен!»;

— конкурс рисунков «Родные просторы»;

— заочное путешествие по городам Ростовской области;

— посещение музея Донского казачества г. Константиновск;

— посиделки «Быт казаков. История подушки»;

— беседа «Героические страницы истории родного края»;

— КВН «Люби и знай край донской»;

— библиотечные уроки;

— конкурсная программа «Ведерниковская казачка — 2009».

 

 

Презентации

Реализация курса Православная культура

Регионализация УВП в начальной школе

#дтдрядом
Общероссийский детский телефон доверия 8-800-2000-122

 
· Обратная связь · Книга отзывов · Часто задаваемые вопросы ·
© 2007-2021 Все права защищены. МБОУ Ведерниковская ООШ
Разработка сайта дизайн и программирование:
??????.???????