Реализация регионального компонента в образовательном процессе составляет 25 % от общего содержания учебных программ по учебным предметам: литература, история, обществознание, мировая художественная культура, ознакомление с окружающим миром, география, биология.
В учебный план начального и основного общего образования с целью реализации регионального «казачьего» компонента, введены следующие учебные предметы:
Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» реализуется в 3 и 4 классах учебными предметами «Родной русский язык» и «Литературное чтение на родном языке (русский)» по 0,5 часа.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе по заявлениям родителей выбран модуль «Православная культура» (УМК под редакцией Кураев) −1 час в неделю. Изучение основ православной культуры находит свое продолжение на второй ступени обучения.
Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» реализуется в 8 и 9 классах учебными предметами «Родной русский язык» и «Литературное чтение на родном языке (русский)» по 0,5 часа.
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР)» представлен учебным предметом «История Донского казачества» в 5 классе и в 8-9 классах по 1 часу за счет часов по выбору ОО.
Наличие статуса «казачье» в рамках регионального компонента определяет идеологию современного учебного плана начальной школы. Одним из путей ведения в учебный процесс регионального содержания, это введение вариативных курсов в 1-4 классах.
Во внеурочной деятельности реализуются следующие направления:
— духовно-нравственное;
— социально-педагогическое;
— спортивно-оздоровительное;
— общеинтеллектуальное.
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, с учетом пожеланий родителей и интересов, обучающихся во внеурочная деятельность представлена следующими курсами в 1-4 классах:
Направление
|
Название
|
Руководитель
|
1класс
(кол-во час)
|
2класс
(кол-во час)
|
3класс
(кол-во час)
|
4 класс
(кол-во час)
|
Духовно-нравственное
|
Русь православная
|
Апрыщенко Т.А.
|
1/33
|
-
|
-
|
-
|
Русь православная
|
Николаева Н.В.
|
-
|
1/34
|
1/34
|
1/34
|
Социально-педагогическое
|
Доноведение
|
Апрыщенко Т.А.
|
1/33
|
-
|
-
|
-
|
Доноведение
|
Баева Н.Н.
|
-
|
1/34
|
-
|
-
|
Доноведение
|
Николаева Н.В.
|
-
|
-
|
1/34
|
1/34
|
С целью формирования у учащихся образа малой Родины, для раскрытия самобытности и неповторимости своеобразия донской народной культуры.
Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности представлено курсами: «Русь православная». Курс «Русь православная» (1-4классы) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко. Воспитание строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов.
Социально-педагогическое направление представлено интегрированным курсом «Доноведение» (1-4классы).
Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине — Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
Внеурочная деятельность в 5-9 классах представлена следующими курсами:
Направление
|
Название
|
Руководитель
|
5 класс
(кол-во час)
|
6класс
(кол-во час)
|
7класс
(кол-во час)
|
8класс
(кол-во час)
|
9 класс (кол-во час)
|
Духовно-нравственное
|
История донского казачества
|
Булатова С.С.
|
-
|
1/35
|
1/35
|
-
|
-
|
Православная культура
|
Булатова С.С.
|
1/34
|
1/35
|
1/35
|
1/35
|
1/34
|
Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности представлено курсами: «Православная культура», «История донского казачества».
Курс «Православная культура» разработан на основе авторской программы Л.Л. Шевченко. Воспитание строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае православия.
В основу курса «История донского казачества» положен комплексный подход в изложении истории Донского края и разработан на основе регионального компонента государственного стандарта общего образования по истории (История Донского края). Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.
Проводятся занятия кружковой работы: «Вокальный», «Хоровой».
В школе создана вокальная группа «Степные напевы» (руководитель Жиров А.И.), которая изучает фольклор Донского казачества, является участником конкурсов, смотров художественной самодеятельности.
Воспитательная работа.
С целью формирования у обучающихся ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно — исторических и духовных традициях России и Дона; более тесного сотрудничества семьи и школы с целью повышения воспитательного потенциала семьи в МБОУ «Ведерниковская ООШ» создана программа духовно-нравственного воспитания школьников «Мы с тобой казаки!», которая построена на основе православных традиций, формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Она нацелена на возрождение духовности и нравственности в образовательном учреждении, ориентирует на становление нравственных ценностей обучаемых через приобщение к традициям донского края.
Программа позволяет выстроить совокупную деятельность школы, которая реализуется в трех сферах: в процессе обучения (урочная деятельность) — во внеклассной работе (внеурочная деятельность) — и во внеучебных мероприятиях (внешкольная деятельность).
Цель программы: Создать социально-педагогические условия для воспитания, развития и становления личности школьника способного сознательно выстраивать отношение к себе, своей семье, обществу, государству, Отечеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов.
Задачи:
— Формирование способности к непрерывному образованию, самовоспитанию и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше».
— Создание общешкольной атмосферы любви, взаимопонимания и взаимопомощи.
— Развитие активного культурного сознания и нравственного поведения детей.
— Формирование личности, уважающей историю своего народа, способную к толерантному взаимодействию с окружающей действительностью.
— Ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей, укрепление авторитета семьи.
В нашей школе с 1996 года ведется курс «История донского казачества».
В рамках реализации казачьего компонента разработана авторская программа факультативного курса в 5-9 классах по теме: «История донского казачества». В ее основе лежит программа регионального компонента государственного стандарта общего образования по истории. Программа сочетается с учебником О.Г.Веряскиной «История Донского края», являющимся частью учебно-просветительского проекта «Донской край — наш общий дом».
Программа рецензирована профессором кафедры государственно-правовых и политико-философских дисциплин доктором философских наук, доктором юридических наук Працко Г.С.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Педагогический коллектив решает задачи по формированию у обучающихся образа «малой» Родины, как основы патриотических чувств, богатства и разнообразия природы родного края.
В течение учебного проведены мероприятия казачьей направленности:
— тематические классные часы;
— праздники «Покров на Дону», «Осенины»; «Любимые праздники казаков. Госпожа широкая Масленица», «Любимые праздники казаков. Пасха Христова».
— тематические линейки:
«Ростовской области — 75!», Семейные родники Тихого Дона
(ко Дню пожилого человека), Любимые праздники казаков. Покров на Дону. (6кл., кл. рук. Недбаева П.П.); «Донская разродимая сторонушка», «День матери-казачки», Галерея портретов донских атаманов. Матвей Иванович Платов, «Героические страницы освобождения хутора Ведерников» (К 70-летию со дня освобождения х. Ведерников), «Казачество в годы политических репрессий».
— выставка книг «Мы живем в краю донском»;
— посещение музея Донского казачества г. Новочеркасск;
— поход «Донская сторона — навек любимый край!;
— библиотечные уроки;
Обучающиеся школы принимают активное участие в конкурсах различного уровня данной тематики.
В целях воспитания у детей и подростков любви к донскому краю, его культуре, традициям, обычаям и создания условий для раскрытия поддержки и развития талантливых одаренных детей— обучающиеся школы совершают экскурсии в краеведческий музей г. Новочеркасска.
Педагогический коллектив решает задачи по формированию у обучающихся образа «малой» Родины, как основы патриотических чувств, богатства и разнообразия природы родного края. Приняли участие в областном конкурсе творческих работ имени святителя Димитрия Ростовского.
В целях воспитания у детей и подростков любви к донскому краю, его культуре, традициям, обычаям и создания условий для раскрытия поддержки и развития талантливых одаренных детей, хоровой коллектив «Степные напевы», руководитель Жиров А.И. принимает участие в ежегодном районном фестивале детского творчества «Казачок», награждены грамотами атамана Константиновского юрта.
В целях пропаганды и популяризации идей миролюбия, национальной гордости, достоинства, значимости культурно — исторических, православных традиций среди молодого поколения Константиновского района в МБОУ «Ведерниковская ООШ» организована и проведена акция «Рождественские колокола». В рамках акции проведены классные часы, беседы, посвященные Рождеству Христову; выставка книг рождественской тематики.
Для учащихся 1- 6 классов (68 обучающихся) проведены новогодние представления,
для учащихся 7-9 классов(36 обучающихся) — бал — маскарад «Новогодний коктейль». Активность учащихся на новогодних елках отмечено призами и подарками, рождественскими сюрпризами.
По инициативе ДМО «Школьный городок» и педагогического коллектива школы была организована акция «Рождественский подарок» для малообеспеченных и детей из ГУРО СРЦ.
Ежегодно в школе проводятся мероприятия казачьей направленности:
— тематические классные часы;
— казачьи посиделки;
-праздники «Покров на Дону», «Масленица»;
— спортивные соревнования «Казачата — удалые ребята»;
— литературно-музыкальная композиция «Рождественская ночь»;
— конкурс тематических стенгазет «Рождество встречаем»;
— конкурс творческих работ «Рождественский перезвон»;
— конкурс чтецов стихотворений о праздновании на Руси Рождества, донских казачьих традициях;
— тематические линейки;
— выставка книг «Мы живем в краю донском»;
— «Путешествие по карте Ростовской области »;
— час общения «Откуда мы родом»;
— викторина «Мой край родной, как ты чудесен!»;
— конкурс рисунков «Родные просторы»;
— заочное путешествие по городам Ростовской области;
— посещение музея Донского казачества г. Константиновск;
— посиделки «Быт казаков. История подушки»;
— беседа «Героические страницы истории родного края»;
— КВН «Люби и знай край донской»;
— библиотечные уроки;
— конкурсная программа «Ведерниковская казачка — 2009».
Презентации
Реализация курса Православная культура
Регионализация УВП в начальной школе